Центральным для экологии является понятие среды.
Смыслом научно-практических разработок являются поиск ответа на вопрос, какой должна быть оптимальная, наиболее благоприятная среда для детей, находящихся на определенной стадии развития.
«Окружающая среда»-«контекст» жизни ребенка, в рамках которого возникает определенное поведение.
У.Бронфенбреннер разработал экопсихологическую концепцию, базирующуюся на идее всестороннего и полного описания условий и активного характера развития ребенка во взаимодействии со средой.
Разработал программу компенсаторного обучения для детей разных социальных групп. Цель – выравнивание стартовых возможностей детей.
Дефинирует процесс развития как «формирование представлений индивида об окружающем мире и его отношении к нему, как растущую способность открывать, сохранять и изменять признаки своей среды, своего жизненного пространства».
Разработал междисциплинированный подход к процессу социализации – вхождение человека в общество. «Экология человека».
|
|
Динамический процесс в двух направлениях:
Человек постоянно испытывает воздействие со стороны разных элементов окружающей среды.
Человек активно преобразует многоуровневую жизненную среду.
У.Бронфенбреннер понимает экологическую среду развития ребенка как 4 системы, вложенные друг в друга.
Микросистема - непосредственная сфера жизни ребенка, место в котором он существует и устанавливает межличностные взаимоотношения с другими людьми.
Мезосистема – совокупность взаимосвязанных сфер жизни, сеттингов, в которых ребенок участвует как действующий субъект.
Экзосистема – индивид не участвует сам в событиях, однако они оказывают влияние на его жизнь.
Макросистема – обобщенные культурные, политические, социальные, мировоззренческо – идеологические характеристики, содержащиеся в индивидуальных микро-, мезо-, и экзосистемах.
Философско-ориентированное направление развития педагогики детства.