В качестве базового основания концепции Мантессори выступает представление о ребенке в христианской религии как даре божием, символе чистой, подлинной божественности. Синтетически – антропологический подход в педагогике строится на признании уникальности, неповторимости природы человека, необходимости его глубокого изучения.
Детство – важнейший социальный и антропологический феномен.
Детство – не просто переходный период, поскольку ребенок существо особого рода, могущее оказать существенное позитивное влияние на мир взрослых.
Долг воспитателя – создавать пространство для «произрастания».
Характеристика человеческого развития:
Гармоничность;
Функциональная целесообразность;
Осмысленная целостность в контексте тесной и согласованной взаимосвязи человека с природой и космосом.
Движущие силы психического развития:
Наличие внутренней программы («плана строительства»);
Центр построения личности ребенка – прирожденная и спонтанная активность («хорма»).
|
|
Задача воспитателя – предоставление детям возможностей приобретения определенного опыта, реализации побуждающих, движущих потребностей.
Монтессори обращает внимание на оборудование, эстетику, оформления помещения, важность связи предметного и живого миров.
Большое внимание уделяется природным зонам.
Оформление пространства – создание условий для активной познавательной и двигательной деятельности детей.
Создание системы дидактических материалов.
В основе сознательного освоения окружающей среды лежит процесс подражания действиям с особыми, педагогически «подготовленными» предметами в ситуациях общения со взрослым.
Для Монтессори главной проблемой в педагогической деятельности является не столько воспитание, сколько социализация личности. В этой связи необходимо установление «лучших взаимоотношений между обеими группами общества, детьми и взрослыми». Социальное развитие базируется на индивидуальности, уникальности, непохожести каждой личности.
Для осуществления социального воспитания необходима «подготовленная среда»