С именем Петрарки связывается выработка и утверждение нового отношения к миру, Человеку и творчеству. На примере изучения его наследия прослеживается развитие «магистральных сюжетов» курса - способов воплощения меняющегося отношения Человека к Любви, Смерти, человеческому Достоинству.
Продолжается разговор о сути писательства, начатый на занятиях по творчеству Данте. Углубляется представление о том, что величие поэта определяется способностью высказать, запечатлеть возникновение новых чувств. Важно подчеркнуть, что на смену эпическим чувствам принадлежности к роду приходит осознание Человеком своей неповторимости и самоценности вне зависимости от выполнения долга перед народом или государем, что приводит к актуализации лирических жанров, разрабатывающих и воплощающих, связанных с открытием новых чувств - от окрыленности и гордости собственным своеобразием до тоски от осознания невозможности быть понятым кем-либо до конца.
Интерес представляют сравнение позиций Данте и Петрарки и ответы на вопрос, в чем выражается средневековость позиций Данте и ренессансность Петрарки. Одним из моментов такого сравнения может стать сопоставление того, что Данте считает свою страсть к земной Славе греховной, а ранний Петрарка защищает и оправдывает стремление Человека прославить свое имя и род.
|
|
При разговоре о способах воплощения «магистральных сюжетов» важно проследить, остались ли усвоенными студентами представления о канонических поэтических формах, какими являются секстина и сонет. Чрезвычайно важно при этом обратить внимание не только на строгость законов жанровой формы сонета, но и на его внутреннюю напряженность, особое поле, которое возникает в сонете в системе сравнений или противопоставлений. В плане занятия обращается внимание на сонетные образы, которые прочно входят в европейскую поэзию. Об их творческом развитии и превращении в литературные штампы пойдет разговор на занятии об английском сонете.
Пункты плана практического занятия могут быть рекомендованы преподавателем как для обязательного рассмотрения и проработки; так и в качестве индивидуальных заданий, для подготовки сообщений отдельными студентами. В плане практического занятия жирным шрифтом выделены номера опорных сонетов, знакомство с которыми желательно для всех.
ВОПРОСЫ
1. Способы выражения нового отношения к человеческому Достоинству в трактатах и поэзии.
- Независимость Достоинства от древности рода (CCLXIII).
- Честь и «Добродетель - это сила воли» (CCCLV, CCLXII).
- Новые чувства. Возникновение чувства непреодолимой горечи и тоски при осознании Человеком своей неповторимости («Моя тайна»).
|
|
- Новое чувство любви к родине. Скорбь о её страданиях и осознание невозможности перемен взамен: лирического стремления к героическим деяниям. Сопряжение блага родины с наступлением золотого века и спасением, которое принесет народ, а не развращенная аристократия (CXXVIII, CXXXVI, CXXXVII, CXXXVIII).
2. Петрарка о Любви. Основные лирические жанры и жанровые модификации.
- Парадокс о близости в отдалении, отдаленности вблизи, о добровольном принятии любовных мук, о смерти при жизни и обретении бессмертия после ухода. Сонеты (CXXIX, CCXLI, CCCLIX, CCXCIV, CCXCV, CCXCVI, CLXXXII).
- Слияние влюбленного с природой стремление находить черты возлюбленной в цветах и травах, диких лесах и скалах (С, CXXV, СХХУII, CXLII, CLXIl, CIXV, CLXXXI, ССVПI,). Секстина как каноническая форма (ССХХХУII).
- Подение образа раненного стрелой оленя (CCIX).
- Контраст в восприятии мира душой любящей и утратившей любимую (СССХ).
- Склонность влюбленного к одиночеству, попытки избегать разговоров и людей, удаляться от суетного города (CCLIX, CCLXXXI).
- Определение Любви как добровольного сладостного мучения и осознание неспособности вырваться из ее плена. Система противопоставлений как поэтический прием (СХХХП, CXXXIV, CL, СLП, СLХХVПI, CLXXXII, CCXXIV, XXIV, CCXXVI).
- Стремление запечатлеть момент и вернуться на место зарождения чувства Любви (СVПI, CIX, СХУIII, СХХII, CCXI, ССХII,, CCXLII, CO~XXX).
- Попытка передатировать день рождения своей души, ведя отсчет времени от момента встречи с Любовью (LXI, LXXIII, LX).
- Диалог глаз влюбленного и возлюбленной (LXXI, LXXXIV, СVП, CXI, CXLI, CLI, CLXXI).
- Использование военной лексики при воссоздании истории любви (ХСШ, ХСVIП, CV, CL, CLV, СХХХIП).
- Образы корабля и путеводной звезды, указывающей путь к спасению (CLXXXIX, CCLXXXVI, CCCLVII, CCLXXXIX).
- Образ убегающей лани (СХС).
- Сравнение любви с охотой (CLXXXI).
- Способы создания представлений об осязаемой ауре женского обаяния. (СХУ, CXLIV, CCXIX).
- Желанность разговора с другом. Cонеты - поэтические послания. (СХII, СХШ).
- Тяга к женской красоте как ступень в познании сущности Бога (CCLXI).
4. Данте и Петрарка о природе Смерти и преодолении горечи утраты возлюбленной (CI, CXVI, СХVШ, СХХ, СССLХПI). Молитва в пространстве сонema. (CCCLXIV, CCCLXV).
- Петрарка о необходимости научиться жить по-новому, осознав утрату, и этапах преодоления чувства безысходности, вызванного потерей. (CCLXXIX, СССLХП).
- Роль и задачи творчества в осознании природы Смерти.
- О бессмертии души (CCCXXVI, СССLVПI).
5. Петрарка о природе творчества. (ХCIП, CIV, ССХVП, CCXXVIП, CLXXVI, ССХСIП, CCCIV, СССVШ, CCCIX, СССХХП, СХLVI, CCCLIV, CCXL УН, CLXXXLII, СССХХУII).