Участникам необходимо создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и в течение 15-20 мин (можно до 2-3 ч, если позволяет время) разработать (сконструировать) идеальную модель решения обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель взаимодействия человека и природы или идеальную модель жизнедеятельности класса и т. д.
Для оформления разрабатываемой модели каждой из творческих групп необходимо предоставить в распоряжение листы бумаги большого формата и маркеры.
После того как проекты идеальных моделей подготовлены, каждая из групп представляет и защищает свою модель. По ходу защиты либо после нее можно организовать обсуждение представляемых моделей.
Заканчивается этап комментарием педагога о представленных идеальных моделях решения проблемы.
Следует отметить, что при разработке идеальной модели педагог может задавать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, при разработке идеальной модели взаимодействия человека и природы: условия взаимодействия, средства и методы взаимодействия.
Этап 3 — реальные действия
На данном этапе творческим группам в прежнем составе (а можно и участникам индивидуально) предлагается в течение 10-15 мин определить конкретные шаги в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. После того как реальные шаги определены, каждая из групп представляет их на общее обсуждение.
Заканчивается этап комментарием педагога.
Этап 4 — рефлексивный
В «рефлексивном кругу» каждому из участников дается возможность:
· зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
· определить причины зафиксированного состояния;
· дать свою оценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития.
Педагог завершает рефлексию, а также подводит итог реализации метода.
Метод «Мастерская будущего» может быть использован как на занятии (семинаре, практикуме), так и во внеучебной работе.
МЕТОД «АКВАРИУМ»
Задачи реализации метода: организация мыследеятельности и смыслотворчества для создания нового содержания и развития индивидуального сознания учащихся.
Рамочные условия реализации метода
1. Оптимальное количество участников — до 30 человек.
2. Необходимое оборудование: листы ватмана, маркеры; таблички с названиями ролей участников метода.
3. Время реализации метода — до 1,5 ч.