double arrow

Марксизм. Марксистская философия является одной из трех составных частей марксизма, включающего в себя так же политическую экономию и научный коммунизм


Марксистская философия является одной из трех составных частей марксизма, включающего в себя так же политическую экономию и научный коммунизм. Учение получило название по имени одного из основателей – К. Маркса. Положения марксистской философии были разработаны им совместно с Ф. Энгельсом, однако большая часть собственно философских трудов была создана Ф. Энгельсом.

Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей: диалектического материализма (учения о природе и познании) и исторического материализма (учения об обществе).

Основные идеи диалектического материализма следующие:

- Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, оно является результатом развития высокоорганизованной материи. Бога, Абсолютной идеи, Мирового духа не существует, представления об этих надприродных сущностях порождены нашим разумом.

- Материя вечна, неуничтожима, несотворима, ее атрибуты (основные свойства) – движение, изменение, развитие, которые осуществляются в пространстве и времени и не могут существовать отдельно от материи. Энгельс выделял механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение, характеризующие различные этапы эволюции материи.




- Мир внутренне противоречив, именно противоречия определяют его эволюцию и развитие, осуществляющиеся в соответствии с универсальными законами бытия: законом единства и борьбы противоположностей (указывает на внутренний источник развития), законом взаимного перехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм развития), законом отрицания отрицания (определяет общее направление развития).

Гносеологиятрактует процесс познания как отражениереальности человеческим сознанием. Истина определяется как соответствие знаний действительности; полное, всестороннее, исчерпывающее знание называют абсолютнойистиной (она существует как научный идеал), неполное, обусловленное уровнем развития общества, изменяющееся знание – относительной. Познание таким образом рассматривается как поиск истины, а так как мир изменчив, противоречив, бесконечен в пространстве и во времени, процесс этот так же бесконечен. Критерием истины считается практика, которая является так же целью познания. Познание подразделяется на теоретическое и эмпирическое (опытное, включающее в себя чувственное).

Исторический материализм распространяет диалектические законы развития на человеческое общество. Социальное бытие (совокупность общественных процессов и отношений) – объективно (существует помимо воли и желания человека); оно определяет содержание общественного сознания.

Основой бытия общества является экономика, производство – они составляют базис общества, на котором строится идеологическая и политическая надстройка.



Экономика (создание необходимых для удовлетворения потребностей продуктов с помощью искусственно созданных орудий труда) объективна и материальна. В различные периоды исторического развития она организована по разному, это различие фиксируется понятием способ производства. Последний включает в себя производительные силы (люди с их опытом, знаниями, умениями; предмет труда и орудия труда) и производственные отношения (определяющиеся правом собственности). Производительные силы имеют тенденции к неограниченному росту, производственные же отношения по природе консервативны (право собственности закреплено законом и гарантируется государством); со времени они начинают тормозить развитие производства. Данное противоречие снимается как правило революционными преобразованиями, которые уничтожают устаревшие и утверждают новые производственные отношения, соответствующие развившимся производительным силам. Так осуществляется переход к новому способу производства, новой общественно экономической формации. Понятие «способ производства» характеризует собственно производство, категория «общественно экономическая формация» значительно шире, т.к. описывает общество в целом, включая помимо экономики еще и политико - юридическую и идеологическую надстройку – т.е. государство, систему законов, господствующую идеологию, а так же все социальные отношения, существующие в данном обществе – формы быта, семьи, образа жизни.



В истории человечества принято выделять 5 способов производства и соответственно – экономических формаций:

- первобытно – общинный строй (всеобщее равенство, отсутствие частной собственности и государства)

- рабовладельческий строй наличие частной

- феодализм собственности, появление

- капитализм государства и классов

- коммунизм (первой фазой которого является социализм).

Первобытно - общинная формация неантагонистическая (не содержит неразрешимых противоречий), т.к. основывается на общественной собственности, вследствие чего все люди равны и связанны отношениями коллективизма и взаимопомощи. Рабовладельческий строй, феодализм и капитализм основаны на частной собственности на средства производства, здесь существуют враждебные, борющиеся друг с другом классы, интересы которых противоположны т.к. одни имеют собственность, другие лишены ее. Государство является орудием господствующего класса, средством подавления трудящихся. Оно исторично и со временем должно отмереть, передавая свои функции общественным организациям.

Позднее Маркс пришел к заключению, что эта периодизация соответствует европейской истории и ввел понятие «азиатского способа производства», характеризующего развитие стран Востока. Наиболее полного развития он достиг в древне- восточных цивилизациях, но его традиционные формы сохранились вплоть до 19 в. Спецификой данного уклада является то, что он возник на рубеже первобытного и классового общества, унаследовав от первого из них общую собственность на землю, коллективный труд, прочные внутренние связи между членами общины. Сочетание земледелия с домашней промышленностью (ремеслом), делало общину самостоятельной, экономические связи с другими общинами практически не существовали. Однако в общине уже имелся зародыш частной собственности в виде дома и приусадебного участка отдельной семьи. Дуализм (двойственность) общины, ее переходной характер обуславливали ее высокую жизнестойкость. Объединения общин в целях самообороны или для борьбы с природными силами, приобретая постоянный характер, привели к возникновению государства. Оно взимало натуральную ренту, фактически монополизировав право на землю и воду, присваивало прибавочный продукт. Государство сосредотачивало в своих руках так же внешние связи, в том числе и торговые. Во главе общества стоял деспотичный правитель, разделения труда между городом и деревней не существовало, государство не вторгалось в сферу производства.

Человека Маркс рассматривает не как духовное существо, а как субъекта исторического действия, главная ценность которого определяется принадлежностью к группе. Обладая активностью и практичностью, человек сочетает природное, социальное и духовное. Процесс его возникновения объективен, он является высшим достижением сложно организованной материей. Человек включен в систему связей с другими людьми, он существо общественное. Личностью можно стать только постигнув себя, осознав свою социальную роль и реализовавшись в социуме. Свобода трактуется Марксом как расширение самодеятельности и самоуправления во всех сферах жизни, творческое преобразование тяжелого труда, а так же упрочнение демократических организаций.

Основные высказывания К. Маркса:

«Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи».

«Воспитатель сам должен быть воспитан».

«История повторяется дважды, сначала в виде трагедии, потом в виде фарса».

«Я знаю только одно: что я не марксист».

«Наказание не должно внушать большего отвращения, чем проступок».

«Революции – локомотивы истории».

«Религия – опиум народа».

«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». (совместно с Энгельсом)

«В политике можно объединяться ради известной цели даже с самим чертом, - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя». (совместно с Энгельсом)

«Стыд – это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь».







Сейчас читают про: