Позитивизм

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское учение, возникшее в 30-е годы XIX века, основанное на принципе, что все «подлинное» (положительное) знание может быть получено как результат конкретных наук и должно основываться на опыте, т.е. фактах, наблюдениях, эксперименте. Науке не нужна спекулятивная (умозрительная) метафизика, она должна не объяснять, а описывать явления, отвечать не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Словом, «наука сама себе философия», стоящая выше и материализма и идеализма. Основным предметом исследования в позитивизме являлось научное познание, его логика и методология.

Позитивизм прошел в своем развитии ряд этапов:

I. «Первый» или классический – 30 – е годы XIX века – конец XIX века (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер). Объектом исследования явились факты действительности (Конт) и данные самонаблюдения (Милль), задача философии заключалась в выведении из фактов действительности их «скрытых причин» (законов природы) и разработке научной методологии. По Конту (1798-1857) философии следует освободиться от ценностного подхода, оставить свое стремление стать «царицей наук», «сверхнаукой», общетеоретическим мировоззрением среди других наук и стать точным и достоверным знанием. Он сформулировал закон двойственной эволюции – технической и интеллектуальной. К интеллектуальной стадии развития относятся теологическая (религиозная, объясняющая явления природы целенаправленной деятельностью сверхъестественных сил), метафизическая (основанная на несистематическом, вероятностном, философском знании), позитивная (основанная на науке, объясняющая мир на основе обнаруженных научных фактов). Техническое развитие включает в себя: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное общество. Свое учение Конт назвал социологией, он и считается основателем этой науки.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) указывал, что философия имеет будущее и станет одной из главных наук, если сосредоточится на естественнонаучном и экономическом изучении природы и общества. Опыт с его точки зрения – единственный источник познания. Милль различает науки о природе (историю так же относит к этой группе) и науки о духе – психологию, этологию (науку об обществе) и дает первую подробную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. Задачей этики считает моральное преобразование общества, указывает, что ценности морали эмпиричны и изменчивы.

II. «Второй позитивизм», «эмпириокритицизм» или «махизм» (70-90 гг. XIX века - Э. Мах [1838-1916], Р. Авенариус [1843-1896]) – положил в основу своего учения принцип «экономии мышления» который основан на удалении из наук объяснительной части, на чистом описании. Сама наука при этом должна использовать строгий математический метод.

Мах причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей, поэтому полагал, что нужно ограничивать возможные затраты мыслительной энергии, сосредотачиваясь на исследовании действительных фактов, а не на метафизических и религиозных спекуляциях. Под фактами понималось то, что непосредственно воспринимается человеком, т.е. чувственный опыт, поток ощущений. Ощущения трактовались как «нейтральный элемент» познания. Вещи – комплексы ощущений, Я – тоже лишь замкнутая в себе группа ощущений (эти элементы связаны прочнее, чем группы ощущений, образующие внешний мир). Следовательно, нет существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним. Нам доступны лишь наши ощущения, а не то что скрывается за ними, любые рассуждения об этом ненаучны.

III. «Третий позитивизм» или «неопозитивизм» (20-е годы ХХ века – М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн) – так называемая унифицированная наука. Метафизика рассматривалась не просто как ложное учение, но как лишенное смысла с точки зрения логических норм языка; философия сводилась к логическому анализу языка науки, при этом указывалось, что философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Неопозитивисты стремились использовать «протокольные» или «атомарные» предложения, т.е. простые предложения, которые фиксируют чувственный опыт; иными словами это предложения, истинность которых проверяется на практике. Однако, формализовать язык науки и избавиться от метафизических вопросов не удалось.

IV. «Четвертый позитивизм» или «постпозитивизм» ( 60-70 гг. ХХ века - Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд, Аналитическая философия ). Данное направление смягчает методологический радикализм, противопоставляющий науку и философию и переносит внимание на анализ социокультурных и личностных факторов развития науки, на динамику научного знания. Т. Кун представил историю развития науки как череду революционных скачков, указывая, что абсолютных и неизменных критериев научности не существует. Постепенно в рамках любой теории накапливаются неразрешимые вопросы – «задачи – головоломки», авторитет теории падает. На смену одной господствующей методологии приходит борьба различных точек зрения, исследовательских установок, парадигм. Побеждает та из них, которая наиболее успешно справляется с «головоломками» (она никак, не связанас предыдущей теорией, не выводится из нее, не является ее продолжением, т.е. революционна). Впоследствии весь цикл развития повторяется. П. Фейерабенд настаивал на методологическом плюрализме, считая, что нет и не может быть универсального знания, нужно создавать множество теорий, несовместимых с общепризнанной, что будет способствовать их взаимной критике и обогащению. Рост знаний рассматривал как результат пролиферации (размножения) теорий, которые несоизмеримы (дедуктивно не связаны, используют различные методы и понятия). Самыми плодотворными периодами развития науки считал периоды борьбы альтернатив. Их истоки с его точки зрения коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых, т.к. знание не только теоретически, но и социально нагружено.

В целом постпозитивизм обратил внимание на проблемы понимания, фальсификации, правдоподобия и рациональности в науке, соизмеримости теорий и т.д.

Суммировать представления о развитии позитивизма можно следующим образом. Таблица 1.

Таблица 1.

Период Хронологические рамки Представители Основной объект исследования Основная задача философии
Первый-классический. 30-е годы XIX в. – конец XIX в. О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер. Факты действительности (Конт), данные самонаблюдения (Милль). Выведение из факта действительности законов природы, разработка логики и научной методологии.
Второй- эмпириокритицизм или махизм. Конец XIX – начало ХХ вв. Э. Мах, Р. Авенариус. Чувственный опыт (поток ощущений). Изучение процесса образования понятий науки на базе опыта, разработка научной методологии.
Третий, неопозитивизм, логический позитивизм. Начало ХХ вв. – 1950-60 гг. М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк. Языковые формы и формы мышления. Анализ знания через его выражение в языке, разработка логики и методологии науки.
Постпозитивизм. 60 гг. ХХ в. –наши дни. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос. Язык, понятия. Проблемы истории развития науки, поиск законов ее развития.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: