Бергсон Анри

Бергсон Анри (1859-1941) французский представитель философии жизни; создал собственное направление – интуитивизм.

Основная идея состоит в том, что мозг является для мышления механическим орудием, которым оно пользуется; ум не может постигнуть сущности жизни, он способен лишь к познанию окостенелого, мертвого, данного в неорганической природе. Психический индивид представляет собой текучее, несвязанное разумом, неделимое многообразие, наделенное « жизненным порывом », постигающее жизнь и мир благодаря собственному переживанию и интуиции. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого и познающего, это скорее постижения жизнью самой себя. Бегрсон предлагает обратиться к самонаблюдению, к собственной жизни, данной нам непосредственно. Жизнь является длительностью, непрерывной изменчивостью переходящих одно в другое состояний. Следовательно она имеет не пространственный, а временной характер. «Живое» время качественно отличается от механического, которое возникает как результат разложения длительности интеллектом. Это субъективное время в разные периоды нашей жизни (детство, зрелость, старость) воспринимается по разному.

Жизнь – некий метафизический космический процесс, «жизненный порыв», могучий поток формирования сущего; по мере ослабления напряжения распадающийся и превращающийся в материю, в неодушевленную массу, в вещество. Жизнь имеет три направления развития: чувствительность, интеллект и инстинкт. Причем, интеллект и инстинкт на базе которого развивается интуиция изначально обладают противоположными целями и функциями. Разум изучает не живые системы и процессы, а неорганизованную косную материю, отношения между вещами; он сводит непосредственное восприятие к механической фабрикации «мертвых понятий»; вместо постижения жизненного порыва создает искусственные орудия и механические изображения.

В нашем обществе интеллект преобладает, в более совершенном он может гармонично сочетаться с инстинктом. Чтобы достичь этого человеку следует развить свой мир, язык, избавиться от автоматизма, обратиться к творчеству, созиданию нового. Бергсон разрабатывает учение о двух типах культур и морали: закрытых и открытых. «Закрытые» общества трактуются им как тупиковые варианты эволюции. Их цель сохранение рода, личность приносится в жертву коллективу, истина – в жертву пользе. Мораль и религия здесь безличны. В «открытых»системах мораль личности, творение эстетических, религиозных, нравственных ценностей выше интересов сохранения рода, роль личности высока, ибо она носитель этих идеалов (в качестве примера Бегрсон указывает на древнегреческих мудрецов, пророков Израиля, христианских мистиков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: