Освальд Шпенглер (1880-1936) стал известным после сенсационного труда «Закат Европы» (1918-1922).
В этой работе Шпенглер выдвинул концепцию культуры, привлекавшую внимание философов на протяжении всего ХХ века. Опираясь на данные археологии, этнографии, сравнительного языкознания и другой материал он показал, что западная наука с ее идеей европоцентризма, историзма, «линейной» направленности ограничена. С его точки зрения существует множество равноценных, самобытных и неповторимых культур, каждая из которых переживает период зарождения, расцвета и гибели. Единый мировой процесс и человечество – пустые слова, внимание заслуживает только «феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр своей страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму, у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть». К великим культурам, реализовавшим себя он относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийскую, арабскую, западную, культуру майя, а так же «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры определяется своеобразием ее «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская» и т.д. «Душа» по Шпенглеру – субстанциальное начало всего, иррациональная «совокупность возможностей, которые необходимо осуществить», она не способна осознать себя, но стремится к самопроявлению. Свое иное бытие «душа» обретает в «жизни», противостоящей неживой природе как механической системе и «царству причинности». По мысли Шпенглера, «действительность становиться природой, если все становление рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, если ставшее подчинено становлению». Т.е. история и природа – два способа отображения действительности. Первый дан в совокупности образов, наглядных картин, всевозможных символов – плодов «глубинного переживания»; второй – в системе законов, формул, жестких определений и конструкций. В сознании отдельного человека представлена либо образно – символическая, либо рационально- понятийная картина мира. Различие между природой и историей еще и в том, что природу легко «исчислить» как уже ставшее, осуществленное, история же как динамическая реализация возможной культуры чужда однозначным расчетам.
|
|
Шпенглер предлагает оригинальную концепцию «смысла чисел». Он утверждает, что саморазвитие культуры возможно только при осознании ее представителями значимости и важности таких процедур как измерение, счет, формирование и фиксация образов внешнего мира. Так, например, античная культура, базирующаяся на конечности числового ряда, противоположна цивилизации современного Запада, опирающегося на идею бесконечности. Древнеегипетская культура, создавшая «жуткие символы воли к длительности во времени», воплощает «заботу» о прошедшем и будущем: мумификацию Шпенглер рассматривает как символ отрицания неумолимости времени.
|
|
Анализ культур по Шпенглеру позволяет обнаружить единство их судеб: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; сходен и период существования культуры (около 1000 лет), темпы их развития. Даже исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствие во всех других. «Я надеюсь доказать, - писал Шпенглер, - что все без исключения великие создания и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки во всех культурах одновременно возникают, завершаются и угасают; что внутренняя структура одной вполне соответствует всем другим, но нет ни одного, имеющего в исторической картине глубокое физиологическое значение явления одной из них, к которому бы не нашлось параллелей во всех других, притом в строго показательной форме и на вполне определенном месте».
Исчерпав свои творческие возможности, культура мертвеет, превращаясь в цивилизацию, которой присущи атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм, техницизм, урбанизация. По Шпенглеру, «в мировом городе нет народа, но есть масса. Присущее ей непонимание традиций, борьба с которыми есть борьба против культуры, против знати, церкви, привилегий, династий, преданий в искусстве, границ познаваемого в науке, ее превосходящая крестьянский ум острая и холодная рассудочность, ее натурализм совершенно нового склада, идущий гораздо дальше назад чем Руссо и Сократ, и непосредственно соприкасающийся в половых и социальных вопросах с первобытными человеческими инстинктами и условиями жизни, то «panem et cirenses» («хлеба и зрелищ» - З.М.), которое в наши дни оживает под личиной борьбы за заработную плату и спортивных состязаний, - все это признаки нового по отношению к окончательно завершенной культуре и к провинции, поздней и лишенной будущего, однако неизбежной формы человеческого существования».