(таблица приведена Г.В Григоренко в работе «История философии» С.514).
Формы и функции | Закрытые | Открытые |
Формы морали и религии. | Статические. | Динамические. |
Истоки морали. | Система привычек, устойчивых стереотипов поведения, подчиненных безличным социальным требованиям. | Интуиция: сверхрациональная мистическая эмоция, благодаря которой человек отзывается на призывы великих моральных личностей. |
Функции морали и религии. | Обеспечение общественной солидарности, дисциплины, порядка; подчинение абсолютной власти вождя. | Развитие любви к человеку и Богу. |
Истоки религии. | Мифотворческая способность, близкая к инстинкту. | Непосредственные «контакты» с Богом (мистические видения). |
Функции религии. | Защита человека от страха смерти и выводов интеллекта об обширности области неизвестного и непознаваемого. | Постижение Бога, сущности человека и человеческого предназначения в мире. |
Господствующие в обществе формы организации. | Авторитаризм, стремление к жесткой субординации и координирование элементов. | Демократия. |
Скрепляющий общественный принцип. | Национализм. | Любовь к человечеству. |
Цель морали и религии. | Сохранение закрытого общества (относительно узкой социальной группы). | Сохранение и развитие всего человечества и всей Вселенной. |
Идеи Бегсона оказали влияние как на европейскую (особенно французскую) философию первой половины ХХ в., а так же на творчество А. Тойнби, Дж. Сантаяны и других.
|
|