Перевод А.Фалькова
Глава первая
ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА
О Йоге
1.(1) Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством Йоги.
2.(1) Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.
3.(1) При этом созерцающий остается внутри себя.
Формы материи мысли
4.(1) В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую внешними видоизменениями.
5.(1) Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из которых неприятны, другие приятны.
6.(1) Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон и память.
7.(1) Правильное знание возникает в результате или прямого восприятия, или верных заключений, или компетентного свидетельства.
8.(1) Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не соотносящихся с действительностью.
9.(1) Выдумка получается при использовании понятий, которым в природе ничего не соответствует.
10. (1) Сон – это случай, когда чувства воспринимают видоизменение пустоты.
11. (1) Память появляется при запрещении разуму терять воспринятый образ.
|
|
Контроль над видоизменениями
12. (1) Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением [отсутствием привязанности].
13. (1) Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном состоянии.
14. (1) Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с полной отдачей.
15. (1) Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от воспринимаемого зрением или слухом объекта.
16. (1) Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все, даже саму природу желания [Гуны].
Варианты получения правильного знания
17. (1) Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует рассуждение, распознание и наслаждение.
18. (1) Возможен и другой случай, когда используется полное прекращение всякой мыслительной активности.
19. (1) Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто овладел безграничным сознанием или слился с природой.
20. (1) Это возможно через веру, энергию, хорошую память и проницательность.
21. (1) Чем больше усилий, тем быстрее успех.
22. (1) Успех этот может ощутиться как слабый, средний, высший.
23. (1) Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданность Ишвару.
О Боге
24. (1) Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний, действий, их результатов и желаний.
25. (1) В нем и мельчайшее достигает высших границ.
26. (1) Он не ограничен во времени и является учителем древнейших учителей.
27. (1) Его имя выражается как звук "ОМ".
28. (1) [Поэтому] постоянное повторение звука "ОМ" и размышление о его значении [необходимо для медитации].
29. (1) Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.