Феномены «тема» и «название (номинация)»

Текст. Следует обратить внимание на то, что часто, начинающие авторы, ну и, разумеется, наши студенты магистратуры (для большинства студентов – это первый опыт написания статьи), имеют смутное представление о различиях между темой и названием статьи.Тема статьи и ее название (номинация) – не одно и то же.

«Тема - [от греч. théma – то, что положено в основу] – 1. Предмет повествования, изображения, исследования… Неисчерпаемая, основная т… Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии. Выбор, формулировка т. Развитие, раскрытие т. Совокупность т. Подход к т…Трактовать, излагать т. // Предмет разговора, беседы. Т. собрания, дискуссии. 2. Муз. Основной мотив, какого-либо музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития» (7, с. 1313).

Не лишним, для более глубокого понимания смысла феномена «тема», предложить и его (ее) трактовку в области музыкального искусства: «тема, муз., мелодия; служащая для построения большой музыкальной формы…» (10, с. 568).

Таким образом, можно сказать, что тема это некое пространство обсуждаемого феномена, а название, как бы, точка входа в это пространство.

Таким образом, тема статьи – это предмет, который автор собирается обсуждать, высказывая свою точку зрения: научную, профессиональную, экспертную, гражданскую, публицистическую и т.д. Это некое предметное «поле» для письменного выступления, для письменного изложения, предъявления своих представлений, для обсуждения, для приглашения к обсуждению потенциальных оппонентов или сторонников, для навязывания своей позиции (точки зрения).

Тема – это обозначение предметного поля, это лейтмотив, это повторяющаяся идея, это описание все новых признаков одного и того же объекта; а название – это точка входа в это предметное поле, наименование одного из признаков (или нескольких) обсуждаемого объекта. Это - номинация. Это - присвоение имени. Например, тема – «тьюторат», а название (номинация) статьи – «тьюторат-практики в дошкольном образовании».

И еще. Мы не рекомендуем студентам в названии использовать аббревиатуры: лучше в названии дать полное наименование объекта, затем сделать сноску, в которой написать: «в дальнейшем мы будем пользоваться следующей аббревиатурой…».

Таким образом, у студентов формируются теоретические представления о феномене «тема статьи» (см. табл. 3).

Таблица 3. Компетенции относительно феномена «тема статьи»

Компетенции относительно феномена Теоретические представления
Тема статьи 1) … - предмет обсуждения. 2) … - объект, по поводу которого высказывается развернутое суждение или несколько суждений (если обсуждаются различные теоретические основания для рассмотрения).
Название 1)… - номинация… 2)… «точка входа» в тему…

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow