Текст. И, еще, текст вступления будет зависеть и от направленности статьи. Рассмотрим следующие варианты направленности:
…если - критическая
Критическая статья содержит смысл: «Кто виноват?». Если статья имеет критическую окраску, то автор может начать со слов: «нам представляется неправомерным…», «…не слишком убедительной»…и т.п… «...позиция, изложенная таким-то автором...».
Алиса из «Страны Чудес» Льюса Кэррола говорит: «Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха – толковый словарь».
Или Алиса спрашивает: «А зачем же вы назвали его Спрутиком,...если на самом деле он был Черепахой?
- Мы его назвали Спрутиком, потому что он всегда ходил с прутиком, - ответил сердито Как бы. – Ты не очень-то догадлива!»
…если - констатирующая
Констатирующаяфиксирует состояние проблемы в ретроспективе, в компаративе, в онто- или филогенезе, в актуальности. Автор, например, говорит: «Мой дядя, самых честных правил…».
…если - информирующая
Информирующая статья предлагает читателю информацию о новом состоянии проблемы, о новых представлениях об объекте, извлеченных автором в ходе исследования.
|
|
…если - публицистическая
Публицистическая статья ученого отражает его представление о социальном, гражданском смысле того или иного научного достижения; возможности его использования.
…если - проблемная
Проблемная статья фиксирует возникшую и осознаваемую проблему. Ведь проблему мы понимаем, как задачу с множеством вариантов решения. В такой статье может предлагаться гипотеза о возможном варианте разрешения проблемы, противоречия. Но это не обязательно. Проблемная статья содержит смысл: «Что делать?».
…если - эвристическая
Эвристическая статья фиксирует некое открытие: «эврика» в переводе с греческого – «открыл». Или, скорее, «приоткрытие» некой завесы над чем-то еще непознанным. Первые шаги, первые полученные в ходе исследования представления об объекте.
Таблица 6. Компетенции относительно феномена «направленность»
Компетенции относительно феномена | Теоретические представления о направленности | Теоретические представления о способах изложения (логике выстраивания) |
Направленность (логика выстраивания) | Критическая | «Кто виноват?» |
Констатирующая | «Шаг вперед, два шага назад» | |
Информирующая | «Капитал» | |
Публицистическая | «Размышления юноши при выборе профессии» | |
Проблемная | «Что делать?» | |
Эвристическая | «Как нам реорганизовать рабкрин?» |