Выйдя из ворот цитадели, осмотрим одно из старейших сооружений Мангупа - монументальный храм свв. Константина и Елены, расположенный напротив мыса Чуфут-Чеарган-Бурун. Это большая - 31,5 на 26,2 м - базилика, разделенная двумя рядами колонн, по шесть в каждом, - на три нефа. С востока она завершалась двумя закругленными апсидами - большой и малой. К боковым ее стенам примыкали галереи: под ними, а также под полом храма обнаружено множество могил. Базилика была построена в VI в., затем неоднократно перестраивалась, последний раз - в се редине XIV или в начале XV в.Среди найденных внутри и вокруг храма архитектурных деталей особенно интересны обломки византийско-коринфских капителей из проконнесского мрамора; в V — VI вв. такие колонны и капители были широко распространены по всей территории Византийской империи. Пол центрального нефа был вымощен большими каменными плитами, а в боковых нефах полы были мозаичными: материалом для мозаики служили белый мрамор, черный базальт, красный сланец. Рядом с северной стеной храма располагалась крещальня, вероятно, VI в., позднее ее переделали в часовню, и вокруг нее появилось кладбище.
Базилика. Реконструкция.
Именно здесь в одной из гробниц была найдена пока единственная в Крыму плита из местного известняка с именем Юстиниана I. С именем этого императора связано большое строительство и обновление укреплений, в том числе в «пещерных городах» Крымской Готии Раскопки базилики в 1938 г. дали огромное количество архитектурных деталей, в целом подтвердивших первоначальную дату ее постройки в VI в. Показали они и наличие по крайней мере двух строительных периодов: первый - в VI — VIII вв., второй - с середины второй половины XIV по XV в., в ходе которых облик ее существенно изменялся. Как выглядела базилика на первом этапе своего существования? Тогда Мангуп тяготел к Херсонесу и в известной мере соперничал с ним по мощи военных укреплений и (предположительно) по великолепию городской архитектуры. На это указывают оборонительные стены (в частности участок у ворот в верховьях Капу-Дере - очень близкий к архитектуре городских стен Херсонеса, особенно башни Зенона). Строительные приемы, план и декоративное убранство базилики, использование не малого количества проконнесского мрамора, рисунок мозаичного пола - все указывает на влияние Херсонеса, где базилики стали строить с V - VI вв. По планировке все крымские базилики можно разделить на два типа.
Херсонес. Фрагмент кладки башни Зенона
Характерными особенностями первого типа являются: наличие одной центральной апсиды, прямые заплечики, деление колонна ми на три нефа,, стабильное отношение толщины стены к пролету центрального нефа 1:10, что позволяет использовать только стропильную систему перекрытий. К данному типу относятся почти все херсонесские базилики и - Мангупская. Время их сооружения - не ранее VI в. Для второго типа характерны три полукруглые апсиды; толщи на их стен около 1/5 пролета центрального нефа, что допускает возможность сводчатых перекрытий (им также присуще деление на нефы столбами, а не колоннами [5]. О том, что трехапсидные храмы более поздние, свидетельствует обычай пристраивать к одноапсидным базиликам боковые апсиды. В Мангупском храме ус пели пристроить только одну малую, южную апсиду. Колонны, разделявшие нефы, были круглыми, с рельефным крестом, имеющим расширенные концы, - типичная для VI в. форма. Обломки колонн найдены в кладке более поздних построек. Их венчали мраморные византийско-коринфского типа капители с резьбой в виде зубчатого аканфа, широко распространенные в VI в. Найдено не мало обломков профилированных плит проконнесского мрамора,
карниз.
Базилики средневековой Таврики.1-8 - Херсонес; 9 - Мангуп; 10 - Эски - кермен; 11-12 - Коктебель; 13 - Партенит
Кроме привозных мраморных встречались и резные детали из местного известняка. Например, обломок фриза с резьбой в виде завитков листьев, выполнен плоскостно, но натуралистично, в традиции позднеримской техники; интересно, что совершенно такой же, но значительно больших размеров, известен в храме Рагуз-Дере под Мангупом. Первоначально апсида имела полукруглую форму, как с внутренней, так и с внешней стороны. Это подтверждается формой полукруглого фундамента. Сохранилась ее внутренняя часть, по крытая штукатуркой и остатками фресковой росписи. Впоследствии апсида с внешней стороны приобрела трехгранную форму. Фрагмент мозаики в виде перекрещивающихся кругов находит самые близкие аналогии в храмах Херсонеса. Мозаика, выполненная из кубиков красного сланца, черного базальта, белого мрамора, покрывала, видимо, только боковые нефы, в центральном же пол был вымощен известняковыми плитами. Иная ориентация и иные связи выступают перед нами на другом этапе жизни Мангупа - в период развитого средневековья. В это время Херсонес утратил свое экономическое и политическое значение. Первенствующее положение занимают Восточный Крым и город-порт Солдайя (Судак).
Фрагменты колонн базилики
Этот город вел крупнейшую по тогдашним временам транзитную торговлю. Его населяли греки - византийцы, армяне, активно переселявшиеся сюда после разгрома Арме нии турками - сельджуками в 1061 г., но в особенности в XIV в. Они принесли многие приемы и формы малоазийского искусства, которые обычно называют сельджукским. Оно было воспринято в татарском монументальном строительстве и в армянском — христианском, да и велось руками заморских зодчих.
Капители колонн.
Неудивительно, что малоазийское влияние обнаруживается в этот период и на Мангупе. Так, при раскопках Лепера в 1912 г. << шесть колонн южного ряда отчасти найдены лежащими целиком по на правлению от своих пьедесталов внутрь церкви». Но эти колонны не круглые, а восьмигранные, высотой 3 аршина 12 вершков, толщиной 10,5 вершка. Пьедесталы из тесаного камня почти кубической формы [7]. Хотя капителей, архитравов и других деталей не обнаружено, логично предположить, что над колоннами были стрельчатые арки. Подобные формы находим в галереях мечети Ханского дворца в Бахчисарае, в монастыре Сурб-хач, в Солхате (Старый Крым).
Стены малой южной апсиды в то время сохранились на высоту человеческого роста, давая возможность судить о ее внутреннем устройстве. Предалтарная преграда состояла из «гладких каменных плит с двумя восьмигранными колоннами, которые наверху посредством углов, оформленных в виде сталактитов (подобно турецким колон нам), переходят в четырехгранные капители. Колонны совершенно свежие, капители сохранили следы красной краски» [8]. Наконец, Р. X. Лепер упоминает, что дверь, ведущая с южной стороны в нартекс, была украшена снаружи «широкими красивыми наличниками из местного камня со скульптурным орнаментом в виде переплетающихся жгутов и листиков. Сохранились in situ нижние концы обеих косяков (не совсем тождественные)». К тому же наличнику принадлежал и отдельно найденный карниз. Таким образом, убранство базилики на последнем этапе ее существования носило явные следы влияния сельджукского стиля. Материалы раскопок базилики, кроме того, доказывают, что в период раннего средневековья на Мангупе было довольно крупное поселение. Существовали на Мангупе и крестообразные храмы, по типу близкие к херсонесским. Это крещальня с северной стороны базилики, позднее перестроенная в часовню, но первоначально имевшая крестообразную форму. На южном склоне Мангупа во время рас копок 1981 г. был обнаружен крестообразный храм, северная и южная ветви которого завершались малыми апсидами. Реконструируя их вид по аналогии с храмами Херсонеса, можно сказать, что они имели купол на высоком барабане над средокрестием и сводчатые перекрытия ветвей креста.