Пещерный храм

Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над дорогой к восточным воротам: надо вернуться назад в центр плато, к геодезическому знаку, и отсюда спуститься по крутой «потай­ной» тропе, затем, по замаскированной выступами скалы рассели­ не, к подножию отвесного обрыва. Здесь тропа сворачивает напра­во, и примерно через 200 метров открывается пещерная галерея и лестница, ведущая в храм. Естественный грот перед храмом ис­пользовался в качестве двора; напротив находились кельи настоятеля и монахов, вырубленные в скале.

Пещерный храм отличается тщательностью отделки: профилированный карниз, декоративные арки и пилястры с капителями.

Он имеет коробовый свод, апсиду, вдоль полукруга которой вырезан синтрон (сопрестолие, скамья для священнослужителей), ниша и место для престола. Апсида отделяется алтарной преградой, также высеченной в скале. Стены украшены карнизом, арка­ ми, пилястрами, покрыты росписью, фрагменты которой уцелели и позволяют восстановить композицию.

Тщательность отделки, интимная уединенность вместе с близостью к городу, художественные достоинства росписи и ее особый аристократический характер являются, как полагает О. И. Домбровский, признаками связи этого памятника с княжеским двором Феодоро

Увы, с каждым голом сохранность фресок ухудшается, быть может, в обратной пропорции к возрастанию интереса к ним.

Пещерный храм. Современное фото

Это единственные образцы живописи феодоритов, даже в по­врежденном состоянии свидетельствующие о «ее близости сто­ личному палеологовскому искусству и столь же высокому уровню художественного мастерства»[9]. Поэтому расскажем о них, сопоставляя с литографиями акварельных копий, сделанных в середине XIX в. для графа А. С. Уварова художником М. Вебелем, а также с репродукциями О. И. Домбровского в его книге «Фрески средневекового Крыма» (Киев, 1966).

В нише апсиды изображен Христос-Эммануил (отрок) в круге, над ним процветший крест с нижней ветвью, переходящей в растительный орнамент. По обеим сторонам ниши расположены отцы церкви в покрытых крестами облачениях со свитками в руках. Расцветка одежд правильно чередуется: за фигурой, украшенной черными крестами, следует фигура в облачении, покрытом красными крестами. Нимбы святителей золотисто-желтые, очерченные внут­ри темно-красной, снаружи белой линиями.

Пещерный храм. Рисунок XIX в

Над ними, в конце апсиды - сильно поврежденная композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов с алыми крыльями, в центре которой - Христос с поднятой для благословения правой рукой и с Евангелием в левой. Над ним изображение св. Убруса, или Нерукотворного Спаса. Справа от Убруса помещено сильно испорчен­ное поясное изображение трех святых воинов; в среднем из них можно узнать бородатого Федора Тирона. Слева - изображение архангела Михаила. По обе стороны арки размещены две фигуры в рост, в которых угадывается традиционная композиция Благовещения - архангел Гавриил и Дева Мария.

Изображение архангела Михаила, несмотря на крупные лакуны, все же разборчиво. Светотеневая лепка овала лица и маленький изящный рот, выдержанные в классических традициях, почти античный рисунок локонов, пластичность форм фигуры - все это сближает изображение, да и всю роспись, с итало-византийской живописью кватроченто.

Росписи пещерного храма.

После столетий поисков выражения бесплотности, ран­ний ренессанс, по сути, утвердил возвращение к форме, сдвинутой в подсознание, запретной, но отнюдь не уничтоженной. Определенные послабления, сопутствующие распространению образованности, лишь выпускают на волю то, что носителю греческой византийской культуры не надо было изобретать и что лишь ждало своего времени. Поэтому провинция, отставшая в разрушении, оказывается в определенный момент впереди. Уместно вспомнить, что и феномен раннего Возрождениякватроченто был подготовлен миграциями греков из гибнущей Византии в Италию.

На плафоне арки, разрисованном в виде рельефной граненой рустики, в центре находится медальон с изображением Богоматери Знамения с пророками по обеим сторонам. Поясное изображение Марии сохранилось довольно хорошо. На светло-вишневом фоне темно-пурпурное одеяние с коричнево-темными тенями создает монументальный силуэт; смуглое лицо, слабо освещенное сверху, объемно моделировано и напоминает изображения в мозаиках Кахрие-джами. Опущенные веки, несвойственные каноническим образам Знамения, сближают ее с образами, сложившимися в итальянской живо­писи треченто-кватроченто, прежде всего встречаемых у Джотто. По обе стороны от Знамения написаны декоративные аркосолии, а в них два библейских пророка в коронах и пышных облачениях, усыпанных камнями и украшенными золотым шитьем. Лучше сохранилась левая фигура. Она привлекает острой, почти портретной характеристикой. Старческое лицо с широкими скулами, подстриженные усы и редкая короткая борода придают ему тюркский облик, с выражением силы и непреклонности, благодаря выс­тупающему вперед подбородку.

Фрагменты поливных чаш с монограммой Исаака.

.Сочетание живописного и светотеневого начал проявляется и в других остатках росписи. «Подобное соединение ренессансных художественных приемов с византийской иконографией и манерой письма было не только крымским, а, как известно, более широким явлением,- замечает О. Домбровский.- То же самое наблюдалось в это время на Крите, в Сицилии и других местах, где византийские традиции были в свое время прочно внедрены беженцами-иконопочитателями. В окрестностях Отранто, где они также находили приют, православие продержалось вплоть до XVI в. Как здесь, так и в Таренто, в XIII — XIV вв., в обстановке борьбы православия с католичеством, в православных храмах писались иконы и создавались фрески, проникнутые духом западного итальянского искусства»[10].

Итак, оценивая средневековую живопись Крыма в канун последней фазы его существования, будем помнить, что историческая обстановка Юго - Западного Крыма ей благо­приятствовала вплоть до момента захвата Крыма турками, драматически прервавшего поступательное развитие христианского искусства.

Являлись ли ренессансные мотивы в росписях Мангупа органич­ным следствием развития искусства, или они связаны с влияниями извне? Стенописцы, выполнившие росписи мангупской пещерной церкви, в области композиции отнюдь не порвали со старыми традициями, но в их рамках они сумели найти новые, чисто живопис­ные способы выражения восприятия форм мира и человека. Из двух путей - разрыв с традицией или поиск новых форм в ее рамках - могла бы возникнуть оригинальная местная школа. В Крыму эти ростки заглушены завоеванием и длительным владычеством ис­лама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: