Динамики мотивов учения могут предупредить возникновение проблем в
Педагогической деятельности?
Мотивация учения – это система стойких мотивов, которая определяет конкретную активную учебно-познавательную деятельность ученика.
Формирование мотивов в разные возрастные периоды, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становится для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое будет поддерживать эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и будет основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
Представление о мотивации.
Любая деятельность осуществляется под воздействием определенных побуждений, которые являются двигателем активности ее субъекта. Совокупность таких побуждений образует мотивационную сферу деятельности. Не является исключением и учебная деятельность. В ее мотивационную сферу входят потребности ученика, его интересы, убеждения, идеалы, представления о себе, ценностные ориентации.
Различают побудительную, организующую и смыслообразующую функции мотивации учебной деятельности, которые в своем единстве обеспечивают ее руководящую роль. Сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности учебной деятельности, поэтому ее развитие требует целеустремленного педагогического влияния.
Учебная мотивация определяется специфическими для учебной деятельности факторами:
- собственно образовательной системой, образовательным заведением;
- организацией учебного процесса;
- субъективными особенностями тех учеников (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, взаимодействие с другими и т.д.);
- субъективными особенностями педагога, в первую очередь его отношением к ученику, к собственному делу;
- спецификой учебного предмета.