Педагогической деятельности?

Реализуя воспитательный процесс, учитель выступает человеком, умеющим облегчить ситуативное неблагоприятное состояние ученика. Педагог способствует свободному проявлению «Я» субъекта, его способностей. Назначение процесса воспитания – помочь ребенку осознать свою уникальность и неповторимость как личности и пробудить потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Учитель создаёт условия для максимального развития его внутренних задатков. В этом случае ученик более конструктивно подходит к проблеме необходимости изменения своего поведения и отношений.

В педагогической деятельности важным является социально-педагогическое направление, которое предполагает соотнесение эмоционального состояния ученика с социальной ситуацией, в которой оно разворачивается. Предусматривается постановка педагогических целей и задач (социальная ситуация становится педагогической, если в ней ставятся задачи воспитания).

Условия организации процесса воспитания с позиции учёта эмоционального состояния ученика:

1) Помощь педагога в ознакомлении и осмыслении единых характеристик мира (таких как амбивалентность, многомерность, динамичность, бесконечность, системность и т.д.);

С этими характеристиками жизненных явлений школьник сталкивается постоянно, но, не будучи подготовленным, теряется в оценках наблюдаемого или проживаемого. Учитель должен учитывать, что детская психика ранима и любой эмоциональный разлад опасен для ребенка. Содержание воспитательного процесса предусматривает такую вероятность и проецирует соответствующую деятельность педагога.

2) Воспринять ребенка в контексте происходящей вокруг жизни, не изолированно от её противоречивых, многослойных, разнообразных явлений;

Педагогу важно не только воспринять сложившуюся ситуацию как неизбежную реальность, но и иметь в ней активную позицию, подходить к ней с точки зрения возможности её изменения через взаимодействие участников.

3) Взаимное уважение усилий каждого субъекта, основанное на воспитании личной ответственности за происходящее;

У. Глассер: «Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе».

4) Учёт возрастных психологических особенностей развития ученика;

Кризисные периоды развития имеют особое значение. Это закономерные и необходимые этапы развития ученика, однако, нередко сопровождающиеся неблагоприятными состояниями (упрямство, капризы, эгоизм и т.д.). Реализация индивидуального подхода.

5) Принятие ребёнка как личности, признание его индивидуальности.

Некоторые особенности поведения ученика могут нуждаться в коррекции, другие могут быть

приняты как отличительные черты характера.

Установки для ситуации помощи К.Роджерса:

- безусловное принятие личности человека, которому оказывается помощь, и его внутренних переживаний;

- отсутствие оценок в отношении к нему;

- эмпатия.

Конгруэнтность – соответствие между тем, что человек испытывает и тем, как он это выражает. Это умение педагога искренне выражать свои чувства.

Задача педагога – предотвратить повторение и закрепление ситуативного неблагоприятного состояния ребенка в отрицательное качество личности (злости-в злобности, лени-в леность и т.д.).

Социально0педагогическое направление порождает:

- принцип совместно-разделенной деятельности;

- преобладание диалоговых форм общения с детьми;

- веру в успешное решение проблемы, в ресурсы личности;

- готовность оказать содействие в решении проблемы;

- признание права ребенка на свободу выбора;

- поощрение и одобрение самостоятельности, личной и взаимной ответственности;

- акцент на сильных сторонах личности;

- готовность и способность быть на стороне ребенка, признание его права на ошибку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: