Специфика учебной мотивации (особенности формирования)

Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Важной предпосылкой возникновения интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов этой деятельности, понимания ее содержания, осознания важности добытых знаний для собственной жизнедеятельности. Необходимым условием развития интереса к содержанию учебы и собственно учебной деятельности является такая ее организация, которая дает возможность ученикам проявить интеллектуальную самостоятельность и инициативность.

Важную роль в формировании интереса к учению играют создание проблемных ситуаций, посильная сложность учебного материала. Познание нового также должно основываться на ранее усвоенных знаниях. Большое значение в развитии интереса к обучению имеют его эмоциональная сторона, личность педагога, формы его общения с учениками.

Мотивы учебной деятельности:

1) Непосредственно-побудительные;

2) Перспективно-побудительные;

3) Интеллектуально-побудительные.

Методы стимулирования поведения:

1) Поощрение;

2) Одобрение;

3) Соревнование;

4) Наказание.

Для развития потребности в знаниях и интереса к овладению ими использую разнообразные пути и средства. Среди них: новизна учебного материала; использование ярких примеров и фактов в процессе преподавания нового материала; историзм, связь знаний с судьбами людей, практическое применение знаний, использование новых и нетрадиционных форм обучения, проблемное обучение, эвристическое обучение, обучение с компьютерной поддержкой, применение мульти-медиа-систем, использование интерактивных средств, оценка устных ответов и письменных работ одноклассников, помощь более слабым ученикам, участие в дискуссиях, создание ситуаций самопроверки и т.д.

Таблица. Характеристика мотивации учения школьников:

Возраст Характеристика мотивации
Дошкольники   Потребность в новых впечатлениях. Потребность в учении как новой деятельности. Потребность заслужить похвалу взрослых. Потребность стать лучшим, стать отличником.
Начальная школа   Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию). Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам.
Подростковая школа   Стойкий интерес к определенному предмету. Мотив избегания неудачи. Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа   Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). Значимость отметки снижается. Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: