Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
- неправильное воспитание подростка в семье (невоспитанность), отсутствие у него необходимых знаний о правилах поведения и общения; испорченность, избалованность подростка, сформированность негативных стереотипов поведения;
- психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, неуспеваемостью в школе, сложными взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым, грубым) отношением родителей или учителей;
- отклонения здоровья и развития, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие причины физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления активности; отсутствие позитивных личных жизненных целей и планов; безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды.
Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции. Внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются:
- процессы, происходящие в обществе (отсутствие позитивной идеологии, несовершенство законов и безнаказанность преступлений, безработица, отсутствие социальных гарантий для малообеспеченных семей, пропаганда насилия и жестокости через СМИ, отсутствие психопрофилактической работы с детьми, недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования – кружков, секций и др., доступность табака, алкоголя, наркотиков);
- состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, материальное положение семьи – как бедность, так и богатство, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка), отрицание самоценности ребенка, злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками, попустительское отношение родителей);
- организация внутришкольной жизни (несовершенство управления, плохая материальная обеспеченность школы, отсутствие связи школы с семьей, нехватка учителей, неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе – кружков, секций; профессиональная несостоятельность части учителей, авторитарный или попустительский стиль, навешивание ярлыков, подавление учителями личности ученика, низкий уровень развития мотивации учащихся).
Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер, но, оказывая влияние на ребенка, они создают внутренние факторы: ощущение собственной ненужности, низкую самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль, неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей требует их психологической иммунизации – обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:
1) выявление распространенности отклоняющегося поведения детей и провоцирующих факторов; изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
2) анализ ситуации и разработка программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения отклонений, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей умения эффективно общаться, принимать решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы, развивать позитивную адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;
4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска; развитие эффективного взаимодействия с семьей, организация дополнительного образования и др.
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессом, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиту, сопротивление давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на фоне успешной учебной деятельности, эмоционально положительной системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями) и психологической защищенности. Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:
- знание учащимися своих прав и обязанностей, их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
- психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих требований позволяет вести работу с подростками путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников той или иной оценкой (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). Проведение психопрофилактической работы предполагает создание функционально целесообразной среды, обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности, и своевременное выявление подростков, нуждающихся в психологической помощи. Оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий обеспечивает равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности и поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.