double arrow

Вопрос. Какие психологические аспекты работы на уроке для предупреждения отклоняющегося поведения у учащихся вы знаете?


Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

- неправильное воспитание подростка в семье (невоспитанность), отсутствие у него необходимых знаний о правилах поведения и общения; испорченность, избалованность подростка, сформированность негативных сте­реотипов поведения;

- психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, неуспеваемостью в школе, сложными взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым, грубым) отношением родителей или учи­телей;

- отклонения здоровья и развития, возрастные кризисы, акцентуации характера и други­е причины физиологического и психоневрологическо­го свойства;

- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления активности; отсутстви­е позитивных личных жизнен­ных целей и планов; безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды.

Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порожда­ющие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррек­ции. Внешними фактора­ми, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются:




- процессы, происходящие в обществе (отсутствие позитивной идео­логии, несовершенство законов и безнаказанность преступлений, безработица, отсутствие социальных гарантий для малообеспеченных семей, пропаганда насилия и жестокости через СМИ, отсутствие психопрофилактической работы с детьми, недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования – кружков, секций и др., доступность табака, алкоголя, наркотиков);

- состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, материальное положение семьи – как бедность, так и богатство, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, стиль воспитания в семье (отсутствие единых требова­ний к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка), отрицание самоценности ребенка, злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками, попустительское отношение родителей);

- организация внутришкольной жизни (несовершенство управления, плохая материальная обеспеченность школы, отсутствие связи шко­лы с семьей, нехватка учителей, неудовлетворительная организация внеклассной рабо­ты; отсутствие детских организаций в школе – кружков, секций; профессиональная несостоятельность части учителей, авторитарный или попустительский стиль, навешивание ярлыков, подавление учителями личности ученика, низкий уровень развития мотивации учащихся).



Перечисленные факторы риска носят внешний, объек­тивный характер, но, оказывая влияние на ребенка, они создают внутренние факторы: ощущение собственной ненужности, низкую самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль, неприятие социальных норм и ценностей, не­умение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чув­ства и реакции. Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей требует их психологической им­мунизации – обучения психогигиеническим навыкам по­ведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать соци­ально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализу­ющих и корректирующих негативные воздействия обществен­ного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности отклоняющегося поведения детей и про­воцирующих факторов; изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ ситуации и разработка программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личнос­ти и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих мето­дами предупреждения отклонений, психотехническими при­емами, направленными на формирование у детей умения эффективно общаться, принимать решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы, раз­вивать позитивную адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;



4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска; развитие эффективного взаимодействия с семьей, организация дополнительного образования и др.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих про­явлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности крити­чески мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подрос­ток умел делать здоровый выбор, его следует обучить уме­нию владеть эмоциями, справляться со стрессом, тревож­ностью, конфликтами; научить неагрессивным способам ре­агирования на критику, самозащиту, сопротивление давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, по­зволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личнос­ти и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на фоне успешной учебной деятельности, эмоционально положительной системы взаимоотношений (со сверстниками, учи­телями, родителями) и психологической защищенности. Последнее обстоятельство самым непосредственным об­разом связано с гарантированной социальной защищеннос­тью, включающей в себя:

- знание учащимися своих прав и обязанностей, их неукоснительное соблюдение учителями и други­ми субъектами учебного и воспитательного процессов;

- психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

- соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести работу с подро­стками путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя ка­ких-либо учеников той или иной оценкой (слабые, отстающие, за­пущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). Проведение психопрофилактической работы предполагает создание функционально целесообразной среды, обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития лич­ности, и своевременное выявление подрост­ков, нуждающихся в психологической помощи. Оказываемая подросткам помощь при со­блюдении названных выше требований и условий обеспечивает равномерное гармоничное развитие лич­ности, ее базисных структур и их проявлений в деятельнос­ти и поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.







Сейчас читают про: