Тема 3. Философская мысль Украины в XI – XXI

В центре внимания украинской философии того периода стояла проблема человека и человеческой истории. Философия понималась не только как теоретизирование, но и как практическая мораль. Характерной чертой философских исканий являлся деятельный аспект. “Мудрость не только слово, но и дела” - подчеркивается в “Изборнике Святослава” (1073 г.). Одновременно формируется антропоцентристское понимание мироздания. Человек - господин природы, стоит над природным Космосом, сотворенным для его нужд. Он центральное звено, обеспечивающее общение между Богом и сотворенным им миром. мыслители Киевской Руси подчеркивали органическое единство в человеке души и тела.Сердце является центром, благодаря которому осуществляется причастность к внеземному, Божественному. Такие мысли изложены в XI веке митрополитом Илларионом в “Слове о Законе и Благодати”. (Кстати, Иллариона нередко называют первым философом в Украине).

Хар.чертой творчества киеворусских мыслителей была его морально-этическая направленность. Высказывалась идея выведения морального закона из акта творения мира Богом; идея греха и моральной ответственности человека; утверждалась мысль о том, что при помощи человеческих деяний можно улучшить мир, очистить его от зла. Существенную роль в этических взглядах Киевской Руси имеет разработка проблемы святости. Формируется представление о святости как воплощенном моральном идеале поведения, понимаемом как жертвенность. При этом, хотя и провозглашается христианское понимание святости, но акцентируется внимание на стремлении утвердить для человека святое царство на Земле.

Таким образом, философскую культуру Киевской Руси можно охарактеризовать как философско - религиозно-этическую, направлен-ную на осмысление актуальных проблем общественной жизни того времени.

При рассмотрении второго вопроса “Развитие философской мысли в Украине XV-XVIII вв.” следует обратить внимание на то, что в конце XV - начале XVI вв. коренным образом меняется социально-политическая ситуация в Украине, которая характеризовалась окончательной потерей государственности Киевской Руси. Украина была включена в состав Польского королевства. Украинский народ был вынужден вести тяжелую борьбу за политическое самоопределение и собственное существование как отдельной этничной и национальной общности.Резкое обострение религиозных конфликтов в Украине XVI в., связанное с попытками окатоличить украинское население, сделало религиозную проблематику особенно актуальной. Поэтому социальные, политические и национальные противоречия украинской жизни того времени приобрели религиозную форму. с включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя.

Именно эти идеи развивали основатели гуманистической культуры Украины такие как: Юрий Котермак (Дрогобыч), Павел Русин, Станислав Ориховский. На основе утверждения достоинства личности, они развивали свои взгляды на смысл человеческой жизни и человеческой истории.Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским. В конце XVI - начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства - религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты. Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины.

на роль Киево-Могилянской Академии (1632 г.) в развитии духовн.культуры Украины, а также всех восточных славян. Академия давала фундаментальное образов.в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии.Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович, Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы.

В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности. Человека пытаются понять в единстве и целостности, как одновременно природное и общественное существо, концентрирующее в себе единство личного и общественного блага.

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему.Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине. В 1738 г. он поступает в Киево-Могилянскую академию и учится в ней, с перерывами, до 1750г. В 50-60-е годы Сковорода работает домашним учителем, преподает в Харьковском коллегиуме. С 1769 г. и до конца своей жизни (9 ноября 1794 г.) Сковорода отказывался от каких-либо официальных должностей, выбрав судьбу странствующего философа.Фил. он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования.Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия - большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) - человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога.

Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.

Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.Он выдвигал идею о творческом “сродном труде”. Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.

При рассмотрении третьего вопроса «Философия в Украине в XIX -– начале XXI вв.» важно понять, что в первой половине XIX в. в Киеве сложилась религиозно-философская школа, которая сыграла значительную роль не только в украинской, но и русской философии. Наиболее видным представителем этой школы был Памфил Данилович Юркевич (1826-1874).

Для Юркевича исходным пунктом была идея безусловного начала - бесконечного, неизмеримого, вечного. Оно является самодостаточным источником становления всяких материальных форм. Человеческая природа есть одним из конечных образований безусловного начала.

Юркевич, как и Сковорода, считал сердце центром духовной жизни человека, оно, по его мнению, определяет сущность человеческой личности. Глубина сердца и есть душа человека, которая бессмертна и вечна, а поэтому вечен и бессмертен человек.Каждого человека Юркевич рассматривал как неповторимую личность, как целостный отдельный мир, как ценность. Он был глубоко убежден, что между людьми должна существовать не борьба, а согласие и гармония - “мир”.Мир между людьми и мир людей с Богом по Юркевичу, является основной моральной ценностью.Следует обратить вним. на разработку философии украинской национальной идеи.Это направление обосновывали члены Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1847) - тайной политической организации, главной задачей которой была борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов. Они призывали людей к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и смог бы развивать свой язык, культуру, традиции. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Н. Костомаров, П. Кулиш и Т.Г. Шевченко.

Н. Костомаров (1817-1885) является автором главного идеологического документа братства «Книга бытия украинского народа». В этом сочинении содержится историософская концепция, в центре которой проблема «Украина и мир». Эта проблема обосновывается автором в духе христианской философии. Костомаров убежден, что главное содержание и направленность исторического процесса определяет народ. Изучать историю, значит познавать “народный дух”, являющийся первоосновой исторического развития.

П. Кулиш (1819-1897) видел миссию своей жизни в развитии национального самосознания украинского народа. В основе философского мировоззрения Кулиша характерный для традиции украинской духовной культуры взгляд на человека и мир как на двойственную сущность.

Кулиш отстаивал взгляд на народный язык как голос сердца, непосредственное проявление душевной глубины народа, способного выразить самые тайные движения души.Особенное место в Кирилло-Меродиевском братстве занимал Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) – поэт, художник и мыслитель. Он родился в с.Моренцы на Черкащине в семье крепостного крестьянина. С 1860 г. академик Петербургской Академии искусств.Мировосприятию Шевченко характерен антропоцентризм, который обусловливает восприятие окружающего мира (природы, истории, культуры) сквозь призму переживаний и потребностей личности. Даже в христианской религии он отбрасывает все, что мешает свободному развитию человека.Славянскую федерацию Шевченко рассматривал как один из возможных путей освобождения Украины,утверждения ее языка,культуры, истории.Идеальный мир - это мир освобожденный от зла, закрепощения человека человеком, от политической и национальной зависимости, мир, где господствуют братские отношения между свободными людьми.

Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) - историк, литературовед, экономист, философ, общественный деятель.

Центр.в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса.Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека. Иван Франко (1856-1916), получивший степень доктора философии в Венском университете. В значительной мере он раскрыл свою оригинальность и самобытность как философ в своих художественных произведениях.в поэзии Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества; идею героя, который есть носителем духа, “вечным революционером”. Эта идея обусловливает в дальнейшем развитие темы “личность и народ”, в которой он пропагандировал идеал безграничной преданности народу, готовности отдать жизнь за счастье народа.

концепция исторического прогресса у Франко базируется на позитивизме и идеях социализма. Он считал, что в основе развития человеческой истории лежат "общие законы эволюции в органической природе". Критерием технического прогресса должен быть не прогресс науки и искусства самих по себе, а "эмансипация человеческого индивида". Франко акцентирует внимание на роли субъективного фактора в истории, критикует фаталистический взгляд.Социалистический строй представлялся Франко как свободная федерация общин, где реализуется принцип самоуправления. Государство не должно здесь иметь места, поскольку оно с необходимостью возрождает неравенство и приводит к "всевластию керманычей".В дальнейшем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце XIX-XX вв. формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией.Важный вклад в развитие отечественной философской мысли внесли выдающиеся украинские ученые, культурные, общественные и политические деятели, такие как Б.М.Кистяковский (1868-1920), В.И.Вернадский (1863-1945), М.С.Грушевский (1866-1934), В.К.Винниченко (1880-1951). Их творчество отмечено философским осмыслением действительности, что и определяет место этих деятелей культуры и науки в истории философской мысли Украины. В 20-е годы XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии стала концепция, которую предложил Н.Хвылевый (1893-1933). Он считал необходимым отказаться от ориентации на пассивно-страдательную русскую культуру и повернуться лицом к Европе.Характерной особенностью подхода к проблеме национальной идеи, особенно в кругах эмигрантской молодежи, начиная с 20-х годов, были попытки решить ее с позиций крайне радикального национализма. Эта позиция представлена в творчестве Д.И. Донцова (1883-1973). Близкой к взглядам Д.Донцова является историософская концепция В.К.Липинского (1882-1931). Центральное место в ней занимают категории «традиция», «аристократия», «нация», трактовавшиеся в активно-динамической форме.Значительный вклад в изучение глубинных факторов духовной истории Украины и национальной философии сделал Д.И.Чижевский (1894-1977). Он считал, что одним из таких факторов являются национальные черты украинского характера: «эмоциализм», «индивидуализм» и «плюралистическая этика», признающая право каждого индивида на собственный этический путь. Открытие философского факультета в Киевском университете в 1944 году и создание в 1946 году Института философии АН Украины привело к оживлению философской жизни в Украине. Большой вклад в развитие философии в Украине сделал талантливый философ, организатор науки Павел Васильевич Копнин (1922-1971). Научные интересы Копнина были сосредоточены вокруг исследования проблем логики, теории познания и методологии научного познания. Он акцентировал внимание на гуманистической направленности философии.Вторым направлением, плодотворно развивающимся в Украине в этот период, являются историко-философские исследования. Прежде всего, осваивается наследие немецкой классической философии. Школа, возглавляемая В.И.Шинкаруком (1928-2001), осуществляет глубокую разработку проблем диалектики, логики и теории познания на основе анализа философии Канта, Гегеля, Фейербаха и других представителей немецкой философской классики. Осмысливаются достижения зарубежной философии XX ст., в частности, феноменология Э.Гуссерля, философия жизни, экзистенциализм, неофрейдизм и др. Осуществились заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины. возникновение и развитие философской мысли в Украине представляет собой сложный, противоречивый процесс.Он составляет неотъемлемую часть украинской культуры и украинской истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: