Память и личность 9 страница

A. В XVIII в. Б. В XIX в.

B. В первой половине XX в. Г. Во второй половине XX в.

2. Социальную установку можно охарактеризовать как...

A. Переживание индивидом значения и смысла социального объекта. Б. Готовность к деятельности.

B. Удовлетворение витальных потребностей. Г. Статус индивида в группе.

3. Супер-эго в контексте современной социальной психологии можно интерпретировать как...

A. Комплекс социальных установок личности. Б. Поведение человека в группе.

B. Культуру поведения человека.

Г. Эмоционально-волевую сферу личности.

4. По А. Адлеру, стиль жизни — это стремление личности...

A. Не быть как все.

Б. Преодолеть чувство неполноценности.

B. К обособлению. Г. Быть как все.

Глава 22

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

22.1. Общение как социально-психологическое явление

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

В отечественной психологин одним нз методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева). Общение понимается как одна из реальностей человеческих отношений, предполагающая разные виды специфических форм совместной деятельности общения. В общении осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъект — субъектные отношения. Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия человека.

Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с деятельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа {Б.Ф. Ломов).

Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Процесс общения изучается в масштабах времени, сопоставимых с дли-

тельностью человеческой жизни, ставится акцент на анализ психического развития индивида. Учитываются система общественных отношений и место, или позиция, индивида в данной системе.

Круг психологических проблем, связанных с исследованием личности и изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно широк. Это развитие форм общения, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, возрастные особенности психики, формирование жизненных планов.

На втором, или мезоуровене, общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках жизни. Главный акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения: по поводу чего и с какой целью происходит коммуникация. Рассматривается динамика общения, анализируются используемые средства, фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями. На этом уровне анализа круг психологических проблем охватывает исследование особенностей динамики психических процессов и состояний человека, средства и способы, используемые людьми для реализации задач общения.

Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции. Элементарная единица общения — это не перемежающиеся поведенческие акты, действия участников, а их взаимодействие, содействие или противодействие. Важным является изучение механизмов формирования единиц общения, их типологии, используемых средств и взаимосвязи. Исследование единиц общения, их взаимосвязей и цикличности в процессе общения служит также предметом анализа в психологии речи. -

Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение а общении трех взаимосвязанных сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.

Различают три функции общения: информационно-к#ммуника-тивную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную (Б.Ф. Ломов).

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене или приеме — передаче информации между взаимодействующими индивидами. Передача информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную, и невербальную коммуникацию, имеющую несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая жесты, мими-

ку, пантомимику); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система «контакта» глазами).

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

Под невербальным общением понимают коммуникацию между индивидами, протекающую без использования слов. Инструментом общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов обмена информацией; используется также понятие невербальное поведение. Основными средствами, которыми обладает «язык тела*, являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное» поведение, характеристики голоса.

Невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологический и культурный.

В животном мире позы, движения передают информацию об опасности, близости добычи, выражают отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего гипотетического животного прошлого. Об эволюционном и приспособительном происхождении компонентов невербального общения и поведения свидетельствует, например, то, что одни и те же эмоциональные состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Вместе с тем известно, что значение движений, поз, жестов в разных культурах несет различный, иногда прямо противоположный смысл. Например, кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собеседник сделает то же самое. Вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций. Такие исследования говорят о неизбежно культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным. Информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести ее до сведения получателя. Например, жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека. Но возможно, что отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состояния), а получатели тем не менее такую информацию восприняли.

В этой связи важно различать понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно, чтобы передать определенную информацию получателю.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать собственное поведение, понимать друг друга и на основе этого строить отношения. Невербальное общение позволяет передать следующие виды информации:

So признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;

•/ о физическом и психологическом состоянии индивида;

•/ об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

S о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях;

S о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.;

S о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе.

22.2. Межличностное восприятие и понимание

Из всех аспектов общения проблема восприятия человека человеком является наиболее изученной. Понятие социальной перцепции включает в себя отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человеком человека» было недостаточным для обозначения факта познания субъектов общения. Впоследствии добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подклю-

чение к процессу восприятия в ходе коммуникации и всех других познавательных процессов.

В понимании важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности — свойству личности, позволяющему отмечать в поведении человека малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, включающая особенности познавательных процессов, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитнвности. Наблюдательная сензитивность связана со способностью человека адекватно воспринимать собеседника, одновременно понимая содержательные характеристики его личности и ситуацию общения. Теоретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекватных концептуальных представлений для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Иомотетическая сензитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение. Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцированием ее от общих характеристик групп.

Определенный объем знаний и уровень сформированности навыков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться человеку в различных ситуациях общения, объективно оценивать других людей, прогнозировать их поведение, составляют социально-психологическую компетентность. Она включает межличностную и коммуникативную компетентность.

Межличностная компетентность относится к межличностным контактам субъекта.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность личности посредством свободного владения вербальными и невербальными средствами общения.

Для обобщения многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать системный подход (Б.Ф. Ломов'), составляющими частями которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком.

Субъект межличностного познания представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками. Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характеристик, влияющих на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональ-

ные и личностные особенности и пр. Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных характеристик.

Половые различия существенно влияют на процесс познания. Женщины по сравнению с мужчинами эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подростки и юноши прежде всего обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. По мере приобретения жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, которые близки к нему по годам, и чаще ошибается в случае большой разницы. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых.

Человек воспринимает окружающей его мир сквозь призму своего национального образа жизни, через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние собственной национальности на представления о воспринимаемом будет незначительное.

На процесс познания другого человека влияют некоторые характеристики темперамента. Экспериментально установлено, что чем выше экстравертнрованность воспринимающего, тем точнее он опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам: они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. Необщительные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния (А.А. Бодалев). Экстравертов в других людях в первую очередь интересуют внешняя сторона поведения, физические компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с данными, присущими ум самим.

Независимо от того, устал человек или отдохнул, сосредоточен он или рассеян в данный момент, эти и другие психические состояния непременно сказываются на формировании образа воспринимающего. Как свидетельствуют результаты исследований, состояние здоровья и психотип воспринимающего сказываются на процессе познания других людей. Так, например, невротики по сравнению с шизофрениками точнее оценивают психические состояния и межличностные отношения людей.

Результаты исследований показывают, что установка на восприятие других людей с определенной для данного человека позиции может быть как относительно устойчивой, так и колебаться в пределах от негативно жесткой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательности (эффект снисходительности). Ценностные ориентации ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей у других людей, причем часто это происходит неосознанно.

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных социальных групп. Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.

Разные виды профессиональной деятельности предполагают различный объем общения с людьми. Общественные профессии активно формируют социально-психологическую компетентность.

Экспериментально установлено, что лица, уверенные в себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные в себе личности часто воспринимают других людей как тяготеющих к холодности и не расположенных к ним (А.А. Бодалев).

Облик познаваемого человека включает в себя физический и социальный аспекты. Физический облик — это анатомические особенности, физиологические, функциональные и паралингвистиче-ские характеристики, каждая из которых имеет много параметров.

Социальный облик предполагает соответствующее оформление внешности, речевые характеристики, деятельностные особенности.

Процесс познания человека — это не одномоментный акт. Он включает обратную связь от объекта восприятия, элементы коммуникации и взаимодействия.

22.3. Межличностные отношения

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте, они тесно связаны с различными видами общественных отношений.

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от

деловых отношений межличностные иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность.

Интерперсональные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический,регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.

Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Варианты переживания интерперсональных отношений огромны. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения могут быть построены по «вертикали» {руководитель — подчиненный) или по «горизонтали» (между лицами, имеющими одинаковый статус). Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация». Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Феномен, противоположный совместимости,— это несовместимость, а чувства, вызываемые ею,— антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных), которые оказывают влияние на ее проявление.

Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, наци-

ональность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и многие личностные особенности.

Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Подобная картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу, они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения обычно уже, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче «раскрываются» перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание собственного имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

Потребность в эмоциональном контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Круг контактов сужается после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Межличностные отношения сокращаются и преобладают в производственной и родственных ей сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения снова приобретают повышенную роль.

Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и др.

Внешние физические недостатки н временные заболевания, как правило, негативно сказываются на Я-концепции общительности и

в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые заданы в совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но зарождаются и развиваются межличностные отношении, которые в дальнейшем приобретают более многосторонний характер.

Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его случае необходимости.

Межличностная привлекательность — это комплексное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей расположить к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.д. Близким является понятие «эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств в ответ на различные состояния партнера.

Процесс формирования межличностных отношений является динамичным. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабиться.

Динамика развития межличностных отношений включает несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Ослабление межличностных отношений имеет противоположную динамику.

При исследовании дружеских отношений интересные результаты получены И.С. Коном и Н.Н. Обозовым. Дружеские отношение всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются. Дружба предполагает взаимную привязанность, доверительность. Выделяют утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную дружбу. Дружеские отношения проявляются в межличностной симпатии, во взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в условиях официальной обстановки, так и неофициальной.

Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня:

■S когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;

S эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека;. S высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.

Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований, симпатия является одной из основных форм проявления эм-патин. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Проявление симпатии между людьми может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на их динамику, широту и глубину. В городских условиях по сравнению с сельской местностью наблюдаются достаточно высокий темп жизни, частая смена мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. Это приво-

дит к тому, что межличностные отношения в мегаполисе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру по общению.

Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой, материальными ресурсами и т.д.

22.4. Аффилиация, аттракция и дистанция в межличностных отношениях

Люди склонны искать контакты с другими людьми, но в определенных обстоятельствах эта склонность оказывается особенно выраженной. Например, проводился опрос с целью выяснения, в каком случае люди предпочли бы остаться одни, а в каком — в обществе других. Стремление быть в обществе оказалось выше, чем желание остаться в одиночестве, в приятных, доставляющих удовольствие обстоятельствах (например, когда у людей радость) и в обстоятельствах угрожающих, опасных, тревожных. Стремление остаться в одиночестве оказалось сильнее в неприятных обстоятельствах (когда человек нервничает, напряжен) и требующих сосредоточенности (когда он пытается разобраться в сложной проблеме или принять важное решение). Существует предположение, что люди стремятся к обществу других по следующим четырем причинам: чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности в себе; получить положительную стимуляцию посредством живого общения; добиться внимания и похвалы; получить эмоциональную поддержку.

Почему человек, столкнувшись с тяжелой ситуацией, стремится к общению? Исследования показывают, что здесь играют роль три основных компонента: социальное сравнение, редукция «тревоги и поиск информации. В соответствии с теорией социального сравнения в неопределенных ситуациях общение с другими, оказавшимися в подобной ситуации, дает возможность сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна.

Человек под действием стресса может тянуться к общению с аналогичными людьми, предоставляющими ему похожую информацию, для сопоставления своих эмоций; с более спокойными людьми, способными уменьшить его тревогу; и с хорошо ннформированны-

ми людьми, выдающими ему объективную информацию. Аффилиа-ция под действием стресса может возникнуть из желания получить непосредственную поддержку в форме конкретной помощи и содействия.

Аффилиация (англ. affiliation — соединение, связь) — потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться в ситуациях, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, направленный на другого, зрительный контакт, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие и выражение общей поддержки Я-концепции партнера. Собеседники могут желать разного уровня аффилиации. При этом люди редко обсуждают проблемы аффилиации до момента, когда надвигаются перемена или кризис. Возникновение или обсуждение аффилиации происходит и направляется ожиданиями того, насколько быстро должны развиваться отношения. Попытки поднять или снизить уровень аффилиации основываются на желании одного из партнеров добиться уровня отношений, максимально приближенного к желательному. Участниками общения будет использоваться некоторый набор возможных проявлений «близости», с тем чтобы заявить об усилении аффилиации (например, попытки держать партнера за руку). Партнер может либо принять заявку, либо попытаться сохранить аффилна-цию на существующем уровне, либо даже снизить его. Самое сложное для партнера — отклонить заявку на усиление аффилиации, не отвергая сделавшего заявку раз и навсегда. Это оказывается возможным, если принять один жест аффилиации, но ослабить аффили-ацию, передаваемую по другому каналу (например, позволив держать себя за руку, перестать говорить на личные темы или отвести взгляд от партнера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: