double arrow

Кризис «деревенской прозы»


Судьба этого литературного потока совершенно иная. Он был почвой и оплотом другой линии духовной оппозиции, – той, чья идеология нашла выражение в «молодогвардейском» направлении литературно-общественной мысли 60-х годов – направлении «почвенническом».

Кризис наступил в «деревенской прозе» в связи с исчерпанностью того идеала, который она развивала начиная с 60-х годов. Надежда на сохранение ценностей старой, патриархальной деревни, которая возникла в 60-е годы, быстро растаяла.

Отсюда – апокалиптические мотивы в последних «предперестроечных» произведениях и произведениях первых «перестроечных» лет, – таких, как «Пожар» В.Распутина, «Печальный детектив» и «Людочка» В.Астафьева, «Все впереди» В.Белова, повести В.Крупина «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Как только, так сразу».

Кризис «военной прозы»

Причиной кризиса этого литературного потока стало изменение отношения к войне как к событию священному в истории народа. По сути, официозная «демократическая» пропаганда с конца 80-х и на протяжении всех 90-х годов активно внедряла в общественное сознание идеологию смердяковщины. В «Братьях Карамазовых» этот лакей рассуждает о том, что лучше было бы, если бы Наполеон завоевал Россию.




- Все время поднимается вопрос о «цене победы». Очень большое впечатление произвели в свое время публицистические выступления Виктора Астафьева. Его главный тезис: «Победа такой ценой – поражение». Отсюда выводы: не надо было защищать Ленинград, не надо было штурмовать Берлин.

- Всё время обсуждался уровень жизни в стране побеждённой и в стране победившей.

- Происходило ниспровержение кумиров, ставших героями литературы.

В «перестроечной» и постперестроечной печати и пропаганде было множество сенсационных «разоблачений», касавшихся прототипов некоторых известных литературных героев: Зои Космодемьянской, молодогвардейцев и др. Схема разоблачений примитивна: тот человек, который представлен как идеальный положительный герой в литературе, в жизни, на самом деле – был якобы вовсе не герой, а то и похуже.

6. «Возвращенная литература», ее роль в историческом переломе







Сейчас читают про: