Ø ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ.
В крушении системы, идеологии эта роль – первостепенная.
По ним был нанесен концентрированный удар огромной силы.
Воздействие на читательское сознание, на общественное сознание было невероятно сильным. Литература опрокинула систему (не только она, конечно, но в очень значительной степени и она).
Когда-то в 60-х годах А.Солженицын в романе «В круге первом» пророчески написал: «Слово разрушит бетон». Слово разрушило бетон системы.
Власть, не допуская эту литературу, сама подготовила против себя оружие невероятной силы, бомбу замедленного действия огромной мощности.
И вот эта бомба взорвалась.
Ø ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Оно менее значительно, т.к. художественно эта литература мало чем отличалась от основного корпуса отечественной литературы.
Но есть в «возвращенной» литературе некоторые специфические явления, довольно существенно отличающиеся от литературы, создававшейся в стране. Отличия не столько идеологические и политические, сколько эстетические.
|
|
Таково, например, творчество Владимира Набокова.
Это для нашего читателя 80-х гг. совершенно новая, непривычная система эстетических ценностей. Новизна ее – в полной неполитизированности.
Русская литература всегда выполняла функции не только чисто литературные. Она была по своей общественной роли больше, чем литература, выполняя функции и этики, и философии, и социологии. А вот набоковская проза и поэзия обозначила резкий разрыв с такой традицией.
Эмигрантская литература первой принесла в изобилии то, что в нашей литературе и в Х1Х, и в ХХ в. было табуировано – не по политическим, а по этическим и эстетическим соображениям. Это эстетизация безобразного и ненормативная лексика в произведениях Юза Алешковского, Войновича, Синявского, Аксенова и т.д.