Значение «возвращенной литературы»

Ø ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ.

В крушении системы, идеологии эта роль – первостепенная.

По ним был нанесен концентрированный удар огромной силы.

Воздействие на читательское сознание, на общественное сознание было невероятно сильным. Литература опрокинула систему (не только она, конечно, но в очень значительной степени и она).

Когда-то в 60-х годах А.Солженицын в романе «В круге первом» пророчески написал: «Слово разрушит бетон». Слово разрушило бетон системы.

Власть, не допуская эту литературу, сама подготовила против себя оружие невероятной силы, бомбу замедленного действия огромной мощности.

И вот эта бомба взорвалась.

Ø ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Оно менее значительно, т.к. художественно эта литература мало чем отличалась от основного корпуса отечественной литературы.

Но есть в «возвращенной» литературе некоторые специфические явления, довольно существенно отличающиеся от литературы, создававшейся в стране. Отличия не столько идеологические и политические, сколько эстетические.

Таково, например, творчество Владимира Набокова.

Это для нашего читателя 80-х гг. совершенно новая, непривычная система эстетических ценностей. Новизна ее – в полной неполитизированности.

Русская литература всегда выполняла функции не только чисто литературные. Она была по своей общественной роли больше, чем литература, выполняя функции и этики, и философии, и социологии. А вот набоковская проза и поэзия обозначила резкий разрыв с такой традицией.

Эмигрантская литература первой принесла в изобилии то, что в нашей литературе и в Х1Х, и в ХХ в. было табуировано – не по политическим, а по этическим и эстетическим соображениям. Это эстетизация безобразного и ненормативная лексика в произведениях Юза Алешковского, Войновича, Синявского, Аксенова и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: