Российское предпринимательство в сфере внешнеэкономической деятельности

В процессе российских реформ экономики предпринимательство превратилось в ведущую экономическую силу страны.

В своей основной массе российское предпринимательство состоит из вновь образовавшихся структур. Созданные за годы рыночных реформ частные предприятия составляют 2,3 млн. единиц, или 74% всех зарегистрированных хозяйственных субъектов. К новым структурам относятся также 154 тыс. предприятий смешанных форм собственности (5% всех учтенных хозяйственных единиц), где наряду с частными владельцами участвует и государственный капитал. На долю предприятий частной и смешанной форм собственности приходится около 70% общей численности занятых в народном хозяйстве и более 70% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Основная масса предпринимателей связана с внешнеэкономической деятельностью, извлекая доход из ценовой разницы товара на внутреннем и внешнем рынках.

Формирование новых предпринимательских структур получило особенно широкий размах с началом приватизации и акционирования государственных предприятий. Однако в силу многочисленных злоупотреблений это не обеспечило решения главной провозглашенной задачи - формирование массы эффективных собственников. Большинство из вновь образованных структур не закрепилось в сфере производства, а устремилось в более прибыльные области бизнеса - торговлю, снабжение, сбыт, различные виды услуг. Производственные предприятия "обросли" множеством посреднических звеньев, которые установили контроль за расчетами с поставщиками и заказчиками, экспортерами и импортерами, зачастую используют бизнес в целях собственной наживы.

В торгово-посреднической сфере насчитывалось свыше 1 млн. зарегистрированных хозяйствующих субъектов, относящихся на 90% к частной форме собственности. Сложилась также обширная сеть коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, консалтинговых и других фирм, занимающихся оказанием деловых услуг. Созданы тысячи ассоциаций и других общественных некоммерческих объединений по содействию предпринимательской деятельности.

Оценивая состояние и структуру современного российского предпринимательства, следует иметь в виду, что оно, в сущности, находится еще в стадии становления. Причем происходит этот процесс в сложных условиях, когда в стране далеко не завершено формирование полноценных рыночных и правовых механизмов, продолжаются экономический кризис и спад производства. В результате предприятия испытывают острый дефицит оборотных и инвестиционных средств, вынуждены строить свои взаимосвязи зачастую на основе бартера, подвергаются жесткому налоговому прессу со стороны государства и давлению со стороны преступных группировок и коррумпированных элементов в госаппарате.

Все это придает предпринимательской деятельности в России крайне нестабильный характер. По имеющимся оценкам, большая частьвновь возникающих фирм распадается в течение первого года. Среди зарегистрированных хозяйствующих субъектов более трети фактически прекратили деятельность, хотя и не оформили свою ликвидацию в регистрационных органах. Около половины предприятий не смогли пока приспособиться к конкурентным условиям на рынке, работают в убыток и нередко поддерживают свое существование за счет бюджетных дотаций, неплатежей, сдачи в аренду или распродажи имущества.

Медленно развиваются процессы реструктуризации предприятий, соответствующие требованиям современного рыночного хозяйства. К настоящему времени образованы сотни промышленных концернов и свыше 100 многоотраслевых финансово-промышленных групп (ФПГ). Но лишь некоторые из них (в частности ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС", нефтяная компания "Лукойл", ряд объединений, образованных вокруг крупных банков) приближаются по масштабам своей деятельности к крупным западным компаниям.

В то же время заметно отстает развитие малого бизнеса, в особенности инновационного. В развитых странах малое предпринимательство образует массовую опору для крупного бизнеса, прежде всего в венчурных поисковых областях, связанных с отработкой высоких технологий. В США, например, доля малого бизнеса в обрабатывающих отраслях достигает 21%, тогда как в России - во всей промышленной продукции - лишь 4%.

Характерной особенностью нынешней стадии развития российского предпринимательства является также широкое использование нелегальных форм бизнеса, уход в так называемую "теневую" экономику в целях сокрытия доходов и уклонения от налогов. По оценкам, теневые операции составляют в общей сложности не менее 25% ВВП страны, причем в той или иной степени к ним причастны до 90% малых предприятий. Десятки тысяч хозяйствующих субъектов, включая коммерческие банки, государственные и акционированные предприятия, находятся под экономическим контролем криминальных группировок.

Формирование российского предпринимательства отражается, естественно, и на его участии во внешнеэкономических связях. С самого начала рыночных преобразований внешнеэкономическая сфера приобрела особую привлекательность для отечественных предпринимательских структур. Обвальная девальвациярубля и изменение масштаба внутренних цен на старте реформ в условиях форсированной отмены административных барьеров на внешнеэкономическую деятельность создали благоприятные условия для получения, как экспортерами, так и импортерами сверхвысоких доходов и быстрого наращивания исходного капитала. Немаловажное значение для тех предпринимателей, кто впервые приобщался к внешнеэкономической деятельности, имел тот факт, что контакты с зарубежными партнерами служили своего рода школой современного бизнеса, где они получили возможность на практике осваивать прогрессивные методы управления предприятиями и работы на рынок.

В результате по сравнению с дореформенным периодом состав участников внешнеэкономической деятельности в России многократно увеличился и кардинально изменился. Если прежде внешнеторговые операции непосредственно осуществляли около 70 государственных экспортно-импортных объединений, специализированных по определенным товарам, то с ликвидацией монополии государства на внешнеэкономическую деятельность право непосредственного выхода на зарубежные рынки получили любые предпринимательские структуры, независимо от форм собственности и рода деятельности. Они обрели полную самостоятельность в выборе зарубежных партнеров, заключении с ними договоров и контрактов, определении цен и условий поставок.

На сегодня, по статистике, в России насчитывается примерно 670 тыс. участников внешнеэкономической деятельности, или 23% общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Подавляющее большинство из них составляют предприятия негосударственных форм собственности - акционерные компании и частнособственнические фирмы. По отдельным направлениям внешнеторгового бизнеса важную роль играют также государственные организации (реализация военной техники и космических услуг) и предприятия с участием иностранного капитала (экспорт нефти).

К настоящему времени определился ряд предпринимательских структур, устойчиво и профессионально осуществляющих внешнеторговую деятельность. Примерно две трети российского экспорта обеспечивают 60-70 предприятий. К ним относятся, в частности, крупные промышленные концерны и объединения, образовавшие в своем составе специализированные компании или внешнеторговые и сбытовые подразделения. Некоторые из них создали за рубежом сеть дочерних предприятий и филиалов, превратившись фактически в транснациональные корпорации.

Характерным примером является концерн "Газпром", объединяющий комплекс предприятий по строительству, разведке, добыче, транспортировке и переработке природного газа. Практически весь объем экспорта российского газа реализуется этим концерном. Он является основным поставщиком газа не только в страны СНГ, но и во многие европейские страны (Германию, Италию, Францию, восточноевропейские государства), контролируя около четверти всего европейского газового рынка.

Так, например, ОАО «Газпром» создало дочерние предприятия в 16-и европейских странах, в том числе в Австрии, Германии, Италии, Франции, Турции и др., в которых оно контролирует от 30% до 51% обыкновенных акций этих компаний.

Монопольными экспортерами из России электроэнергии, никеля, платины и алмазов выступают акционерные компании РАО "ЕЭС", "Норильский никель", "АЛРОСА". Так, на долю "Норильского никеля" приходится до 20% мировых продаж никеля и платины. Компания "АЛРОСА" поставляет на внешние рынки 95% всех вывозимых из России алмазов на сумму порядка 800 млн. долл.

Поставщиками мирового значения стали также российские металлургические предприятия. Магнитогорский, Орско-Халиловский, Новолипецкий, Череповецкий, Кузнецкий, Западносибирский и другие комбинаты экспортируют до 15 млн. тонн различных видов стального проката. Алюминиевые заводы страны вышли на первое место в мире по вывозу первичного алюминия (в 1998 г. – 2,8 млн. т.). Верхнесалдинское производственное объединение и комбинат "Ависма" обеспечивают 43% мирового спроса на титан.

Что касается других товаров российского экспорта (кроме, разве, военной техники), а также большей части импортных закупок, то в этих областях действует, значительно, более широкий круг участников, включая торгово-посреднические фирмы и предприятия с иностранным капиталом. Так вывоз нефти из России осуществляют около 140 хозяйственных организаций, в число которых входят, наряду с 15 крупными нефтяными компаниями, несколько десятков мелких производственных и посреднических фирм, а также до 40 предприятий с иностранными инвестициями. На долю последних приходится примерно 10% поставок нефти на зарубежные рынки.

Активную роль играют торгово-посреднические структуры в области поставок военной техники. Через государственное внешнеторговое предприятие "Росвооружение", например, реализуется до 80% операций в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Государственная компания "Промэкспорт", реализующая списанную из российской армии военную технику, смогла увеличить ее поставки за 1997 – 1998 годы в 20 раз – с 20 млн. до 400 млн. долл.

Однако основная масса внешнеторговых операторов, особенно тех, кто занимается посредническими операциями, состоит из мелких структур с относительно небольшими оборотами. Среднегодовой оборот, приходящийся на одного российского внешнеэкономического оператора, составляет примерно 170 тыс. долл., тогда как в США только по экспорту объем операций одной фирмы превышает в среднем 6 млн. долл.в год.

Среди внешнеторговых структур в России присутствует немало фирм сомнительной репутации, в том числе фирм-однодневок, которые учреждаются под фиктивные контрактыииспользуются практически для перевода валюты за рубеж. Имеются и такие фирмы, которые занимаются, в сущности, разовыми, зачастую чисто спекулятивными операциями (например, по сбыту металлолома за рубеж), а то и прямой контрабандой.

Наличие множества разрозненных внешнеторговых операторов, тем более проникновение в их среду криминальных элементов, существенно ослабляет конкурентные позиции отечественных предпринимателей на международных рынках, контролируемых крупными монополиями или экспортно-импортными объединениями товаропроизводителей. Как показала практика, нескоординированность выступлений российских предпринимателей на внешних рынках позволяет зарубежным контрагентам навязывать им дискриминационные условия сделок в ущерб интересам, как самих предпринимателей, так и страны в целом.

Необходимость противодействия этим попыткам при строгом соблюдении правил добросовестной конкуренции все больше осознается российскими предпринимательскими структурами, участвующими во внешнеторговой деятельности. В результате за последние годы усилилось их стремление к объединению на добровольной основе в разного рода отраслевые и региональные ассоциации и союзы. К настоящему времени созданы десятки подобных объединений, в которые вошли наряду с внешнеторговыми организациями сотни производственных предприятий. Соединение их усилий позволяет эффективнее выступать на внешних рынках, осуществлять скоординированные действия в целях защиты интересов своих членов.

Наиболее активно действуют союзы производителей и экспортеров нефти, лесоматериалов, рыбопродуктов, металлопродукции, минеральных удобрений, изделий машиностроения, товаров легкой и текстильной промышленности. Оказывая разностороннюю помощь своим членам в продвижении их товаров на зарубежные рынки, они тесно взаимодействуют с государственными органами в разработке иреализации мер по развитию внешней торговли, проведению экспертизы экспортной продукции, контролю за соблюдением правил международной торговли и т.п. Такое взаимодействие является, как показывает опыт многих зарубежных стран, важным звеном организации внешне экономической работы, позволяющим увязывать усилия предпринимательских кругов и государства в интересахповышения эффективности внешнеэкономических связей.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается суть понятий "предпринимательство", "предпринимательская деятельность"?

2. Что отличает понятия "бизнес" и "предпринимательство"?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: