Международное предпринимательство

Международное предпринимательство включает любые хозяйственные операции, которые проводятся между двумя или более странами, то есть представляется как разносторонняя сфера деятельности, охватывающая практически все основные формы внешнеэкономической деятельности. Следовательно, критерием международного предпринимательства можно считать хозяйственную деятельность, связанную с пересечением национальных, государственных, таможенных границ, проведением операций между фирмами и их филиалами, контрагентами, расположенными в других странах.

Выход на внешний рынок чаще всего связывается с ростом предпринимательской фирмы и рассматривается как один из самых многообещающих стратегических выборов ее дальнейшего развития. Вместе с тем это и еще одна возможность для инициализации нового дела, требующая особого "глобального мышления".

Решение "интернационализироваться" по важности в судьбе предпринимательской фирмы и сложности осуществления может быть приравнено к решению предпринимателя о создании новой фирмы.

По аналогии с тем, что предпринимательство представляет собой либо процесс зарождения, создания нового дела, либо процесс роста и перехода из одного качественного состояния в другое, международное предпринимательство должно рассматриваться как вид деятельности, охватывающей именно такие, пограничные, состояния участника международных экономических отношений. А они в свою очередь, требуют применения соответствующих механизмов планирования, управления, финансирования, контроля, а также особой концентрации знаний, навыков и усилий предпринимателя. Именно поэтому международное предпринимательство в качестве основных субъектов деятельности рассматривает не столько многонациональные, мультинациональные, транснациональные компании, на долю которых приходится 90% объема международного бизнеса, а малые предприятия, на долю которых сегодня приходится более четверти общего объема международных экспортно-импортных операций. При этом доля предпринимательских организаций на мировом рынке имеет тенденцию к увеличению.

Таким образом, международное предпринимательство представляет собой непосредственно процесс интернационализации предпринимательской деятельности и с этой точки зрения является синтезом таких областей знаний, как предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность предприятия, рассматривая теоретические аспекты предпринимательства через призму международных экономических связей.

Международное предпринимательство можно определить, как предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами разной государственной принадлежности (торговые модели и совместное предпринимательство или стратегические альянсы – международные союзы, объединения предпринимателей на основе договорных обязательств) или субъектом одного государства в предпринимательской среде другого государства (иностранное или зарубежное предпринимательство).

9.1.4. "Международный бизнес"

Иностранные специалисты в области международного бизнеса трактуют его, как "любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя или более странами", причем, в центр таких связей ставят все же отдельную фирму как главный действующий субъект международного бизнеса, подразумевая транснациональные и многонациональные компании (хотя в таких случаях можно говорить и о государственном ведомстве, отрасли, рынке, продукте, процессе, фирме, индивиде и т.п.). Именно этот корпоративный, а также управленческий аспекты в принципе отличают предмет "международный бизнес" от "внешнеэкономической деятельности".

По сути, понятие "международный бизнес" это не что иное, как хорошо знакомое и прочно закрепившееся в России понятие "внешнеэкономические связи", которое подразумевает под собой – международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

В современных условиях внешнеэкономическую деятельность понимают как сферу самостоятельной производственно-коммерческой деятельности предприятий и организаций. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, представляет собой предпринимательскую деятельность на международном рынке независимых предприятий, организаций, фирм, компаний и т.д. Она основана на полной самостоятельности независимых предприятий в выборе иностранных партнеров, определении номенклатуры товаров, уровня цен на продукцию, стоимости экспортно-импортных контрактов, объемов и сроков поставки и других условий деятельности.

При этом необходимо учитывать, что пока в России транснациональных компаний, отвечающих международным стандартам не так уж и много (по статистике чуть более сотни) сформировано и, хотя именно эти компании сегодня делают основной объем экспортно-импортных операций, массовый выход на внешний рынок совершают все же малые и средние фирмы. Это означает, что для России понятие "международный бизнес" будет, прежде всего, заключаться в работе российских коммерсантов с зарубежными партнерами, как на внешних рынках, так и на ее территории. Такой подход к трактовке "международного бизнеса" это ни какое-то допущение, а настоящая реальность, поскольку и крупные мировые компании, и все другие фирмы работают на мировом рынке в одной среде, по единым законам и нормам. Поэтому, понятия "международный бизнес", "международное предпринимательство", "внешнеэкономическая деятельность" на сегодня для российского бизнеса синонимы. Представляется, что такой подход к трактовке данных понятий на ближайшую перспективу будет для России верным.

В связи с вышеизложенным, рассмотрим российское предпринимательство более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: