Заключение. Безусловно, реализация норм статьи 9 Закона об НПС повысит издержки банков, что в первую очередь приведет к ущемлению интересов небольших

Безусловно, реализация норм статьи 9 Закона об НПС повысит издержки банков, что в первую очередь приведет к ущемлению интересов небольших, региональных банков.

С другой стороны, введение данных норм повысит защищенность прав клиентов - физических лиц.

Перекладывание на банки последствий, возникающих при утрате клиентом электронного средства платежа или его использовании без согласия клиента, будет способствовать появлению у банков стимула к дальнейшему совершенствованию методов и средств защиты.

Экспертами отмечается, что вступающие в силу нормы соответствуют практике развитых банковских систем. В Великобритании и Германии клиенту на обжалование сомнительной операции по карте дается 13 месяцев. При этом в ряде стран наряду с ответственностью банка устанавливается и ответственность клиента. Так, например, английские банки за счет клиента могут списать до 50 фунтов стерлингов из потерянных средств, если будет доказана халатность клиента[26].


Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации

Комитет Совета Федерации
по бюджету и финансовым рынкам

Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации

О проблемах законодательного регулирования
национальной платежной системы

(материалы к «правительственному часу» 329 заседания Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК 4 (488)

В подготовке материалов принимали участие:

С.Л. Постников, Г.Н. Терещенко, М.Д. Семенов.

__________________________

Подписано в печать 15.02.2013 Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 78.

Тираж 100 экз. Заказ № …

_______________________________________________________

Отпечатано в отделе подготовки и тиражирования документов

Управления информационных технологий и документооборота

Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации


[1] Материал подготовлен Центральным банком Российской Федерации.

[2] В связи с принятием Законодательства о национальной платежной системе организации, не являющиеся кредитными организациями, предоставлявшие услуги в сфере электронных денег, такие как Яндекс.Деньги, Монета.РУ, Деньги.Мэйл.Ру, легализовали свою деятельность в качестве операторов электронных денежных средств и стали подконтрольны Банку России.

[3] Предварительная оценка.

[4] Материал подготовлен Ассоциацией российских банков.

[5] С разрешения автора перепечатано из журнала «Деньги и кредит», 2012, № 1.

[6] Обзор базируется на данных Statistics on payment, clearing and settlement systems in the CPSS countries (Статистическое приложение к Красной книге Банка Международных расчетов), январь 2013. http://www.cbr.ru/today/payment_system/stat/cpss107.pdf.

[7] Здесь и далее приводятся показатели, характеризующие использование банковских карт, не включающие «электронные деньги».

[8] В данной статье платежными картами называются банковские карты, которые позволяют расплачиваться за товары и услуги.

[9] Национальная платежная система. Бизнес энциклопедия. «КНОРУС», «ЦИПСиР», 2013.

[10] Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

[11] Согласно ст. 11 Закона о НПС Операторами по переводу денежных средств являются:

- Банк России;

- кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

- государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Внешэкономбанк).

[12] Статья «ЦБ и банки ждут роста карточных мошенничеств с 1 января 2013 года», 24 сентября 2012 г., http://izvestia.ru/news/535848.

[13] Там же.

[14] Журнал «Коммерсантъ Деньги», №51 (908), 24.12.2012, http://www.kommersant.ru/doc/2088069.

[15] Письмо Банка России от 14.12.2012 № 172-Т «О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».

[16] В письме, в частности, отмечалось, что для информирования клиента кредитная организация, в том числе, может: направлять уведомления в электронном виде по каждой операции с использованием ЭСП до списания денежных средств с банковского счета клиента; использовать несколько способов уведомления клиента о совершении операций. Уточнялось, что кредитная организация в соответствии с договором об использовании ЭСП вправе устанавливать: срок, когда уведомление считается полученным клиентом, а также порядок подтверждения полученных уведомлений; ограничения при совершении операций с использованием ЭСП, включая операции в сети Интернет и операции получения наличных денежных средств. Также при привлечении третьего лица для направления клиенту уведомлений кредитная организация может предусматривать в договоре с таким третьим лицом сохранение соответствующей информации в течение определенного срока, а также предоставление сохраняемой информации по требованию кредитной организации.

[17] Говорилось на круглом столе РБК «Кражи с банковских карт: гениальность мошенников или уязвимость банковской системы», 31.01.2013 (http://www.aksakov.ru/ru/news/hrone/index.php?id=2555).

[18] 17 декабря 2012 года был снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом авторами законодательной инициативы.

[19] Письмо Ассоциации российских банков Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкину «О внесении изменений в статью 39 Федерального закона «О национальной платежной системе» (Исх. № А-01/5-707 от 07.12.2012). Аналогичные письма направлены в Совет Федерации ФС РФ на имя В.И. Матвиенко и Д.Н. Ананьева, Государственную Думу ФС РФ на имя Н.В. Бурыкиной, Правительство РФ на имя Д.А. Медведева, Банк России на имя С.М. Игнатьева и Минфин России на имя А.Г. Силуанова.

[20] Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 24.12.2012 № 14-27/1011 «О статье 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».

[21] Письмо Ассоциации российских банков от 07.12.2012 № А-02/5-707.

[22] Газета «Коммерсантъ», №232 (5017), 07.12.2012, http://www.kommersant.ru/doc/2084366.

[23] Постановление Совета Федерации ФС РФ от 19.12.2012 № 379-СФ.

[24] Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

[25] Роман Прохоров: Вступление в силу закона об НПС не вызовет проблем у платежных систем, 29.11.2012 (http://bankir.ru/publikacii/s/roman-prokhorov-vstuplenie-v-silu-zakona-ob-nps-ne-vyzovet-problem-u-platezhnykh-sistem-10002615/).

[26] Согласно The Financial Services Authority (FSA) (http://www.fsa.gov.uk/about/who).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: