Виды индукции

Полная и неполная. Полная – применима тогда, когда класс изучаемых объектов обозрим, все объекты могут быть перечислены. Неполная индукция – вывод делается на основе изучения ограниченного числа объектов определенного класса явлений.

Две разновидности неполной индукции:

Популярная индукция – строится как обобщение ряда наблюдений за сходными явлениями, в которых фиксируется какой-то повторяющийся признак. Обнаружив сходный признак у предметов некоторого класса и не встретив ни одного противоречащего случая, переносят указанный признак на весь класс предметов. Отсутствие противоречащего случая – главное основание для принятия индуктивного вывода. Популярная индукция учитывает лишь количество исследуемых случаев. Этот вид индукции обладает сравнительно малой степенью достоверности, но не означает, что такая индукция не способна давать правильных выводов. Например, утверждение, что «все млекопитающие» дышат легкими, сформулированы первоначально путем популярной индукции. Популярная индукция может применяться в научном исследовании при выдвижении первых и приближенных гипотез. К ней прибегают на первых этапах знакомства с новым классом научных объектов. Научные обобщения строятся главным образом на базе научной индукции.

Научная индукция. Характеризуется поиском причинных зависимостей между явлениями и стремлением обнаружить существенные признаки объектов, объединяемых в класс. Три основные вида научной индукции:

- индукция через отбор случаев;

- индуктивные методы исследования причинных связей;

- индукция через изучение через единственного представителя некоторого класса [13].

Дедукция. Процесс познания от общего к единичному (частному). Способ рассуждения, с помощью которого из общих посылок следует заключение частного характера [13]. При этом методе сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем – его составных элементов [6].

Индукция и дедукция неразрывно связаны между собой, и необходимо пропорциональное развитие этих двух методов. Односторонний индуктивизм ведет к простой регистрации фактов без глубокого их анализа и обобщения, к концентрации внимания на внешней стороне явлений и процессов, к переоценке техники исследования, с одной стороны, и к недооценке системы научных знаний, понятийно-категориальной системы науки, игнорированию научной методологии, с другой.

В противоположность этому однобокая ориентация на дедуктивный метод приводит к формированию абстрактных понятийных схем без надлежащего анализа и обобщения явлений, что делает невозможным понимание их содержательных сторон. На деле это приводит к замене подлинно научных рекомендаций разного рода наставлениями, указаниями и т.п., годными якобы для всех случаев [1; 8].

Индукция и дедукция широко используются во всех областях научного знания, эти методы играют важную роль при построении эмпирических данных и переходе от эмпирического познания к теоретическому.

Абстрагирование. В переводе с латинского – «отвлечение». Метод, позволяющий, отбрасывая частности, детали, переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Это процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Выяснение того, какие из свойств предмета или явления – существенны, а какие – второстепенны – главный вопрос абстрагирования. Это зависит от природы предмета и во многом от конкретных задач исследования [6; 8].

Результат абстрагирующей деятельности мышления – образование различного рода абстракций – ими являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы [13].

Среди видов абстракций:

- обобщающая абстракция, или абстракция отождествления – выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов (от остальных отвлекаются). То есть абстрагируются от всех различий в предметах, а сосредотачиваются на их тождестве;

- изолирующая, или аналитическая, абстракция – «чистое отвлечение», некоторые свойства и отношения предмета начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы (доброта, белизна и т.д.);

[1; 7].

Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов – это абстракции первого порядка. Абстракции от абстракций первого уровня – абстракции второго порядка и т.д. Самый высокий уровень абстракций имеют философские категории [7].

С абстрагированием исследователь сталкивается уже в самой основе научного познания – на эмпирическом уровне. Например, эмпирическое высказывание «Маша – самая высокая девочка курса» - уже абстракция. Здесь мы отвлекаемся от многих других характеристик Маши (от ее телосложения, веса, длины ног и т.д.) и выделяем лишь одно свойство – рост (длину). Поэтому нельзя выделить даже простой эмпирический факт, не обращаясь к абстракции.

Еще более велика роль абстракции на теоретическом уровне. Абстрагирование – одно из важнейших средств раскрытия сущности предметов и явлений. Абстрактность понятий не означает оторванности от реальных предметов и процессов. Абстракции отражают природу глубже и полнее.

Характер научного абстрагирования определяется как спецификой самого познаваемого явления, так и задачами познания. Кеплеру, например, были неважны цвет Марса и других планет, их химический состав, температура Солнца и некоторые другие характеристики объектов солнечной системы для установления законов обращения планет вокруг Солнца. Всё свое внимание он сосредоточил на измерении пути, пройденного планетой, и установлении его формы. Для анатома цвет кожи человека может рассматриваться как несущественное свойство, а для антрополога и генетика это носит существенный характер [13].

Идеализация. Разновидность абстрагирования. Внимание на существенных признаках, отсутствующих в «чистом» виде. Конструирование идеализированных ситуаций, идеализированного объекта, который не может существовать в действительности, но имеет прообразы в реальном мире [13]. При идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета. Идеализация – средство анализа реальных процессов и построения теоретических представлений о них [8]. То есть в результате идеализации создается теоретическая модель – в этой модели характеристики и стороны познаваемого объекта отвлечены от фактического материала и с помощью мысленного конструирования выступают в более выраженном виде, чем в самой действительности [7].

Конкретизация. От латинского – «густой», «твердый». Метод исследования предметов во всем их качественном многообразии реальности, в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: