Единство эмпирического и теоретического

При всем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, границы между ними подвижны. Эмпирическое исследование, выявляет с помощью наблюдений и экспериментов новые данные и стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет). Теоретическое исследование открывает более широкие горизонты для эмпирического познания и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.

Наука – это целостная динамическая система, которая предполагает единство эмпирического и теоретического уровней познания.

Наряду с единством эмпирического и теоретического можно говорить о взаимосвязи и взаимодействии теории с практикой.

Связи теории и практики двусторонни. Есть прямые связи – от практики к всеобщим принципам и формам мышления. И есть связи обратные – когда всеобщие схемы реализуются не только в познании, но и в реальной жизни [8]. Например, общие положения фундаментальных наук с помощью прикладных исследований попадают в техническую конструкцию или технологический процесс. Это наиболее характерно для естественных наук, но не достаточно четко выражено в обществознании. В социальной сфере путь теоретического знания к практике сложнее и многообразнее, тут нет прямого выхода в практику. Чем выше уровень обобщения данной теории, чем она абстрактнее, тем более сложным и опосредованным является путь от знания к практике, тем больше это знание должно пройти промежуточных звеньев, прежде чем сможет регулировать общественную жизнь [7].

Каждому уровню исследования соответствуют свои методы.

Методы эмпирического исследования – наблюдение, описание, измерение, опрос (интервью, анкетирование), эксперимент, оценивание (метод экспертов, или экспертное оценивание); изучение результатов деятельности, изучение документации и др.

Методы теоретического исследования – метод мысленного эксперимента, идеализация и формализация, аксиоматический, гипотетический методы, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Раздел 3.

Методы и методики педагогических исследований


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: