Аналогия

Прием, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках [13].

Аналогия – соответствие, сходство. Установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами [8].

Две формы проявления аналогий в познании: ассоциативная и логическая аналогии.

Ассоциативная аналогия проявляется в основном в психологических актах творчества. Носит образный характер. В ходе ассоциативной аналогии объединяются иногда очень далекие по своей природе явления и предметы. Например, образ структурной формулы бензола возник у немецкого химика Кекуле в результате ассоциации, о которой он сам писал так: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо… Пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола».

При логической аналогии происходит параллельное изучение явлений. Ньютон отмечал, что следует выделять однотипные причины в явлениях, аналогичных друг другу, таких, например, как «дыхание людей и животных, падение камней в Европе и Америке, свет кухонного очага и солнца, отражение света на земле и планетах». Такое параллельное изучение и сравнение явлений позволяет быстрее проникнуть в их сущность.

Моделирование. Изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Модель всегда соответствует оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего объекта [13].

Суть метода - воспроизведение характеристик объекта на другом объекте – модели, аналоге оригинала [8]. Между моделью и объектом должно существовать сходство в физических характеристиках, структуре, функциях и т.д.

Вероятностно-статистические методы. Основаны на учете действия множества факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это позволяет обнаружить определенный закон. Вероятностно-статистические методы опираются на теорию вероятностей. Вероятность – количественная мера возможности проявления некоторого явления, события при определенных условиях. Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений случайного характера (например, в социологии).

Формализация (от лат. formula – «форма», «определенное правило») – метод исследования объекта на основе представления его элементов специальными соотношениями, например, формулами [6]. Изучение такого сложного комплекса явлений, как педагогический процесс, предполагает осторожный подход к формализации, введению в научное исследование строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и тем более всего процесса. Формализация почти всегда связана с утратой известной части содержания, с обеднением исследуемых процессов и явлений. Поэтому формализация при изучении психолого-педагогического процесса оказывается полезной для выявления отдельных связей, зависимостей, но оказывается недостаточной для общих выводов о его протекании. В педагогике содержательные подходы должны иметь ведущую роль по сравнению с формализованными [3].

Гипотетический метод основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, прежде чем быть признанным достоверной научной теорией. Применяется при исследовании, например, новых явлений, не имеющих аналогов.

Аксиоматический метод предусматривает использование положений, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных для обоснования новой теории [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: