double arrow

В педагогических исследованиях


Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса: детей, взрослых, руководителей, педагогов, «схватить» несоответствия, уловить реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие. Анализ и синтез, давая возможность охватить мышлением, памятью и воображением одновременно огромное количество педагогических фактов, позволяют мысленно проникнуть в их суть, обнаружить противоположные тенденции и движущие силы развития.

Процедуры анализа обычно применяются на первой стадии исследования, при переходе от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у ученика какого-либо качества, выделяют стадии этого процесса, свои «кризисные точки» в этом становлении, а затем подробно исследуют содержание каждой стадии. Но и на других стадиях исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания [1].




Различают несколько видов теоретического анализа.

Элементарный анализ – мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого. Например, при конструировании педагогического процесса можно вычленить отдельно его цели, содержание, внешние условия, технологию, организацию, систему взаимоотношений его субъектов, способы совершенствования.

Анализ по единицам. Расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса. В педагогическом процессе это может быть ситуация обучения, воспитания (урок, «серия» уроков, заданий) [12].

Используется также логический анализ. Это уточнение логической формы (структуры) рассуждения, осуществляемое средствами логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания. Этот вид анализа чаще всего применяется в той части педагогического исследования, где выявляются возможности какой-либо концепции в решении задач исследования и характеризуется степень разработанности выбранной для изучения проблемы.

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении какой-либо педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции.



Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога. Общий анализ урока дает информацию о характере образовательного процесса в том или ином учебном заведении, но вряд ли может привести к получению принципиально нового знания.

Аналитическая деятельность характеризуется целенаправленностью. Эта целенаправленность предполагает определение признака (признаков), на основании которого проводится анализ. Признаки целесообразно выделять не одновременно, а последовательно. Например, анализ структуры и функций образовательного феномена представляет собой своеобразную цепочку – ее последующее звено (анализ структуры) базируется на предыдущем (анализ функций).

Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи с другими частями и со всем целым. В результате получаются односторонние, неполные определения. Так как образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применять другой метод – синтез. На основе синтеза методика обучения, например, воссоздается как целостная система, объединенная общей глобальной целью, взаимосвязью конкретных задач и последовательностью этапов обучения.



Синтез (как метод соединения элементов в систему) противоположен анализу (как методу разложения системы на части), но в практике педагогического исследования синтез и анализ неразрывно связаны.

Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.

  1. На единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.
  2. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Часто эти теории оказываются противоположными. Корректное применение метода синтеза позволяет эти противоречия снять. Так, религиозное и светское как образовательные концепции имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, заключенном и в той, и в другой концепциях, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.
  3. Синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе педагогического исследования эмпирических данных и выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.
  4. Синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному[10]: получаемое в результате исследования конкретное знание об образовательном феномене – результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных вследствие анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами.

Анализ и синтез тесно связаны с другими методами педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией.







Сейчас читают про: