В процессе научного познания модель заменяет оригинал[11]. Изучение модели дает информацию об оригинале. Модель – результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.
Модели в педагогическом исследовании являются идеализированными объектами, которые служат средством научного анализа реальных объектов, основой для построения теорий этих объектов. В педагогике такими идеализированными объектами могут быть – «идеальный ученик» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог» «идеальная школа» и т.д.
Функции модели:
- модель формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;
- визуализирует представления о структуре изучаемого объекта;
- дает возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.
Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, – прогноз развития.
|
|
Прогностические выводы становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи объективных затруднений в развитии.
Важнейшие средства конструирования моделей – аналогия и дедуктивное моделирование.
Аналогия как метод педагогических исследований может выступать:
- как средство конкретизации отвлеченных идей и проблем, разъяснения непонятных фактов, представления абстрактного в более доступной, образной форме;
- как метод решения исследовательских задач посредством сведения их к ранее решенным задачам;
- как средство выдвижения гипотез;
- как средство обобщения и систематизации информации, позволяя получить детальное представление о ряде сходных объектов, выделить в них наиболее существенные черты, сопоставить их и таким образом получить обобщенное знание.
В современной науке аналогия трактуется не как формальное умозаключение, а как эвристический вывод, дающий выход на новое знание. Важным представляется «сходство несходного», то есть умение находить принципиальное, существенное сходство в явлениях, процессах, на первый взгляд с друг другом не схожих (так называемая аналогия противоположностей).
Выводы по аналогии в педагогических исследованиях носят вероятностный характер, однако корректное выделение сопоставляемых свойств или отношений, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов.
Дедуктивное моделирование. Исследователь исходит из самых общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью выбранного математического аппарата эта модель проверяется. Применение дедуктивного (математического) моделирования тесно связано со всё более глубоким познанием сущности образовательно-воспитательных процессов и явлений, углублением теоретических основ исследования.