Изучение и обобщение прогрессивного педагогического опыта

Эффективно заимствовать прогрессивный педагогический опыт возможно только творчески, поэтому освоение этого опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта. В таком случае правомерно считать его изучение и использование самостоятельной методикой исследования.

Метод изучения и обобщения прогрессивного педагогического опыта дает возможность выявить существующий уровень учебно-воспитательной работы, позволяет установить закономерности педагогического процесса, элементы педагогической культуры, мастерства и новаторства.

Критериями прогрессивного педагогического опыта обычно являются:

- актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни и тенденциям общественного развития;

- новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса;

- высокая результативность;

- соответствие основополагающим положениям современных социальных наук, когда серьезные положительные сдвиги в развитии личности могут быть достигнуты на основе гуманных средств, с учетом индивидуального подхода и др.;

- стабильность результатов;

- возможность повторения опыта другими;

- оптимальность опыта в целостном социально-педагогическом процессе при разумном сочетании с другими воспитательными и образовательными задачами.

Последовательность работы по изучению опыта складывается из четырех основных этапов:

1. Выявление, первичная оценка опыта (по указанным критериям);

2. Описание социально-педагогических явлений (или их реконструкция по документам и свидетельствам).

3. Теоретико-методологический анализ, цель которого – выявление в опыте типичного, стабильного;

4. Обобщение и рекомендации – выявление факторов, обусловивших успех опыта, закономерных связей между определенными действиями и результатами, оценка этих результатов и определение условий их распространения.

Анализ прогрессивного педагогического опыта может проводиться по следующей схеме:

1. Изучаемый объект _________________________________________________

(педагог, класс, группа)

2. Наименование опыта _______________________________________________

(направление, тема работы)

3. Цель изучения опыта _______________________________________________

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса, деятельность педагога, учеников, содержание и форма этой деятельности, характер общения педагога и обучающихся.

7. Результаты обучения, их надежность, стабильность.

8. Анализ опыта: его источники (научное знание, собственные наблюдения и др.), характеристики отдельных сторон педагогического процесса: его целей, содержания, идей. Технологий, способов усиления мотивации и т.д.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, и факторов, влияющих на результаты. Выявление эффективности и значимости анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности.

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию опыта, его применению в иных условиях.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия его эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования) [12; 3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: