Тестирование

Метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий – тестов. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе.

Есть несколько типов тестов, каждому из которых соответствуют свои процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений, навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению определенной деятельности. Это, например, все виды экзаменационных тестов.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны. Есть опросники состояний и эмоционального склада личности, опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Качества теста характеризуются критериями его точности – надежностью и валидностью (обоснованностью, пригодностью). Надежность теста (при сравнении показателей одних и тех же испытуемых) определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Валидность отвечает на вопрос, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное – натренированность, наличие соответствующего опыта, или, наоборот, его отсутствие. Валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у испытуемых, а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: