double arrow

Опытная работа


Опытную работу нередко отождествляют как с обобщением прогрессивного опыта, так и с комплексным педагогическим экспериментом (будет рассмотрен в следующем разделе). Она действительно занимает своего рода промежуточное положение между этими двумя методиками, и тем не менее представляет собой самостоятельный, достаточно распространенный и необходимый метод педагогического исследования. С обобщением опыта его роднит включенность в непосредственный процесс обучения и воспитания, в живую практику. Однако опыт складывается, как правило, из поисков решений практических, а не исследовательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобщения опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер. Метод же опытной работы имеет изначально исследовательскую установку, наличие поисковой задачи и плана ее реализации. Это роднит ее с экспериментом. Однако в опытной работе не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факторы из других элементов и связей объекта, строго не фиксируются по выделенным параметрам исходный и достигнутый уровни. Это отличает опытную работу от эксперимента.




Опытная работа может быть определена как намеренное, исходящее из исследовательской установки, принятой гипотезы, соответствующей программы, создание передового опыта. Это метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. То есть специально поставленный опыт, проводящийся на научной основе по заранее разработанной программе.

Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования. Для опытной работы характерно не и описание готового чужого опыта, а собственное экспериментирование, активное вмешательство в ход процесса, стремление к преднамеренному изменению социально-педагогической ситуации.

На основе получаемых результатов делают общий вывод об эффективности и целесообразности введенных преобразований. Но за счет чего получен или не получен эффект? Какой из факторов нововведения сыграл решающую роль, а какой остался нейтральным или мешал развитию? Для получения ответов на эти вопросы нужно использовать более строгий метод – эксперимент.







Сейчас читают про: