Ответ на аргументации сторонников дозволенности и вывод

Что касается слов имамов, которые говорили, что нет в этом вопросе достоверного сообщения от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который запретил бы это, то на самом деле это не так! И достоверный запрет на это передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, о чем было упомянуто ранее.

Что же касается аргументации хадисом Ибн ‘Умара о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал молитву в Каабе между колоннами, то на самом деле нет в нем того, что противоречило бы тому, что приводят в качестве довода сторонники запрета, поскольку в тех хадисах речь идет о джама’ате, ряд которого прерывают колоны, тогда как в этом хадисе речь идет об одном молящемся, стоящем между колоннами. Обратим внимание на то, как назвал главу, в которой привел данный хадис имам аль-Бухари в своем Сахихе: «Глава о молитве между колоннами вне джама’ата».

Говорит ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни в отношении этих слов имама аль-Бухари: “Т.е. эта глава указывает на положение молитвы между колоннами не в джама’ате. Если человек молится один, то нет проблем в молитве между колоннами. Он (аль-Бухари) связал это с джама’атом по той причине, что в таком случае прерывается ряд, а выравнивание и единство рядов в джама’ат молитве является требуемым”. См. “Умдатуль-къари” 4/284.

Хафиз Ибн Хаджар сказал о данных слова аль-Бухари: “Он связал это не с джама’атом поскольку в ином случае прерывается ряд, а выравнивание и единение рядов необходимо. Сказал ар-Рафи’и в «Шарх аль-Муснад»: “Привел в качестве довода этот хадис аль-Бухари, т.е. хадис Ибн ‘Умара от Биляля, на то, что нет проблем в молитве между колоннами, если это делается не в джама’ате. И он указал на то, что лучше для одного молящегося молиться перед колоной. И несмотря на то, что лучше молиться перед колоной, нет ничего порицаемого в том, чтобы молиться и стоя между ними. Т.е. для того, кто молится один. А что касается джама’ата, то стояние между колоннами то же самое, что и совершение молитвы перед колоной”. Закончились слова ар-Рафи’и. Относительно того, что он сказал есть сомнение по той причине, что передается исключающий запрет на молитву между колоннами, что передается с достоверным иснадом от Анаса”. См. “Фатхуль-Бари” 1/578.

Хафиз Ибн Раджаб сказал в отношении этих слов аль-Бухари: “Под этой главой аль-Бухари подразумевал то, что молитва того, кто молился между колоннами в одиночку, не порицаема, как например тот, кто совершает один добровольную молитву между ними. Так поступал пророк (мир ему и благословение Аллаха), и Ибн ‘Умар делал это. Также не порицается, если молитва будет совершена джама’атом, а их имам встанет между колоннами один, как поступал Са’ид ибн Джубайр и Сууейд ибн Гъафаля. А также дозволил это Суфьян для имама и порицал для стоящих позади него. Это порицаемо в том случае, когда колона прерывает ряд. Но если будут молиться двое или трое джама’атом между колоннами, то это также не порицаемо. Это мнение наших сторонников (ханбалитов), сторонников аш-Шафи’и и других ученых. Так они пояснили хадисы, которые указывают на запрет, передающиеся в форме марфу’ (от пророка) и маукъуф (от сподвижников)”. См. “Фатхуль-Бари” 4/58.

Имам ас-Суюты сказал о словах аль-Бухари: “Он указал тем самым за запрет молитвы между колоннами, что приводится со слов Анаса. Это (запрет) касается коллективной молитвы. А мудрость запрета в том, что подобное прерывает ряд”. См “ат-Тауших шарх аль-Джами’ ас-сахих” 2/560.

Также и имам Ибн Хиббан сказал в своем Сахихе после того, как привел хадис Ибн ‘Умара: “Молитва между колоннами запрещена для джама’ата, а для того, кто молится в одиночку это дозволено”.

Таким образом, нет никакого противоречия между хадисом Ибн ‘Умара и хадисами от Анаса и Къурры, поскольку в хадисе Ибн ‘Умара речь идет о молитве одного, тогда как в хадисах Анаса и Къурры запрет касается джама’ата, стоящего позади имама, чьи ряды прерываются колоннами. И это ясно поясняют слова Къурры: “Нам запрещалось во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) становиться в ряды между столбами”.

Имам аш-Шаукани сказал об этом хадисе: “В нем доказательство на то, что есть разница (в запрете) между молитвой одного и джама’ата. Что же касается хадиса Анаса, который привел аль-Хаким, то в нем упоминается полный запрет, однако полный запрет относить следует к частному, на что указывает молитва пророка (мир ему и благословение Аллаха) между колоннами. По этой причине запрет касается именно молящегося между колоннами джама’ата, и не относится к имаму или совершающему молитву в одиночку. Это наилучшее, что можно сказать по данному вопросу. А что касается упомянутой аналогии между джама’атом и имамом, то она является ошибочной, поскольку отвергает хадисы, указывающие на запрет в данной главе!” См. “Нейлюль-аутар” 3/237.

Это же заключение аш-Шаукани передали, согласившись с ним, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади и шейх аль-Мубаракфури. См. “Аунуль-Ма’буд” 2/370, “Тухфатуль-ахуази” 1/193.

Отсюда следует, что данное понимание является наилучшим видом объединения хадисов данной темы. А имам ан-Науауи говорил: “Нет разногласия среди ученых, что если есть возможность совместить между хадисами, то не следует оставлять часть из них. Более того, обязательным является совмещать их и руководствоваться ими всеми!” См. “Шарх Сахих Муслим” 3/155.

Что касается сообщения от некоторых саляфов, что они дозволяли молитву между колоннами, как это передают от Хасана аль-Басри и Ибн Сирина, то ответ на это по милости Аллаха прост:

Во-первых, сообщение (асар) от Хасана аль-Басри по данному вопросу назвал слабым исследователь Субхи аль-Халлякъ, поскольку в нем слабый передатчик по имени Ибрахим ибн ‘Улейя. Но вместе с тем Ибн Аби Шейба также передает от Хасана аль-Басри, что он считал порицаемым молитву между колоннами. Однако и это сообщение является слабым из-за прерванного иснада. См. “Тахкыкъ а-Нейль” 6/126.

А что касается Мухаммада ибн Сирина, то он говорил: “Я не знаю проблем в молитве между колоннами”. Ибн Аби Шейба 2/370.

Однако незнание запрета не указывает на его отсутствие!

Что касается того, что Ибрахим ат-Тайми возглавлял молитву, стоя между колоннами, то иснад и этого сообщения является слабым. Но даже если он и достоверный, то как было уже разобрано нет никаких проблем в том, чтобы делать молитву между колоннами в одиночку. Тем более сам Ибрахим говорил: “Не совершайте молитву, стоя между колоннами, и делайте ряды полноценными”. Ибн Аби Шейба 3/370.

То же самое обстоит и с другими саляфами, которые совершали молитву между колоннами, будучи имамами. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Также не порицается, если молитва будет совершена джама’атом, а их имам встанет между колоннами один, как поступал Са’ид ибн Джубайр и Сууейд ибн Гъафаля”. См. “Фатхуль-Бари” 4/58.

Во-вторых, даже если допустить достоверность подобных сообщений, то все это слова и мнения тех, кто был после пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, чьи мнения не являются доводом в религии Аллаха и не берутся в расчет в том случае, если они противоречат их мнениям! Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 203-204.

А как уже было упомянуто, неизвестно, чтобы кто-либо противоречил сподвижникам из их числа в этом вопросе, о чем говорил Ибн Сайд ан-Нас.

То же самое обстоит и с тем, что используют некоторые проповедники наших дней в качестве довода на дозволенность, упоминая то, что этого мнение придерживалось большинство имамов. Даже если заявление о том, что большинство ученых считали дозволенным совершения молитвы между колоннами достоверно, это не указывает на правильность данного мнения, поскольку большинство (джумхур) – это не единогласное мнение (иджма’), и они могут ошибаться. Как же прекрасны слова шейха Сыддыкъа Хасана Хана, который говорил: “Знай, что достоверному хадису не повредит то, что большинство членов общины поступают вопреки ему, поскольку слова большинства не являются доводом!” См. “Къау’аид ат-тахдис” 91.

Нет никаких сомнений в том, что слова ученых сами по себе не являются доводов в религии Аллаха, как говорил Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не дозволено никому использовать в спорном вопросе в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства, извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых. Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.

На основании изложенного следует, что мнение имамов, запрещавших молитву между колоннами для молящегося джама’ата сильнее, которое объединяет все хадисы данной главы и подтверждается мнениями сподвижников. И этого мнения придерживались из сподвижников Ибн Мас’уд, Анас, Хузайфа и Ибн Аббас, а из саляфов Ибрахим ат-Тайми, Суфьян ас-Саури, Исхакъ ибн Рахауайх, Ахмад, а из более поздних исследователей его выбрали аш-Шаукани, аль-Альбани и многие современные ученые. См. “Нейлюль-аутар” 3/236, “Самр аль-мустатаб” 1/413, “Маджму’у фатауа уа расаиль” 13/22.

Ученые Постоянного комитета говорили: “Стояние между колоннами порицается, поскольку это разрывает целостность ряда, исключением чему является теснота мечети и много молящихся”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 5/295.

Шейх Ибн Баз относительно молитвы между колоннами сказал: “Это противоречие Сунне!”, после чего привел хадис Анаса. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” № 386.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Становится между колоннами дозволено, если мечеть тесная, и некоторые ученые говорили о единогласном мнении (иджма’) на дозволенность этого. Что же касается положения, когда есть пространство, то в этом есть разногласие. Но правильное мнение в том, что это запрещено, поскольку это прерывает ряд”. См. “Маджму’у фатауа уа расаиль” 13/22.

Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: “Становится в ряды между колоннами не дозволено, поскольку они прерывают ряд!” Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” № 59.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: