При выполнении самостоятельной работы перед обучающимися ставятся цели и задачи, аналогичны целям и задачам изучения дисциплины, которые изложены в учебной программе дисциплины «Уголовно-процессуальное право». Однако специфика самостоятельной работы требует внесения определенных корректив.
Материал, который наработали студенты на семинарах и лекциях, при самостоятельной подготовке к семинарам, студенты должны использовать для получения целостного представления о природе российского уголовного процесса, о сущности уголовно-процессуальной деятельности. Знакомство с основными проблемами уголовно-процессуального права и их решение, все это в совокупности будет тем базисом, используя который студент сможет успешно справиться с ответами на вопросы промежуточного контроля, зачета и экзамена. Решение задач (казусов), по приводимым в этих методических указаниях алгоритмам, будет способствовать приобретению студентами навыков юридико-технического анализа, формированию способности профессионального решения уголовно-процессуальных проблем.
|
|
В рамках данного вида работы студенты должны овладеть навыками самостоятельной работы с культурными юридическими текстами, методами и приемами их научного анализа, а также приобрести навыки и умения исследования уголовно-процессуальной практики, закрепления и развития общих профессиональных навыков и умений юридико-технического анализа конкретных ситуаций по уголовным делам. Эти цели могут быть достигнуты при решении определенных задач.
В области общенаучной компетенции (ОНК) студенты должны:
• приобрести умения и навыки теоретического анализа научных юридических текстов и уголовно-процессуальной практики (критический анализ, постановка вопросов, принятие решений, поиск, отбор и оценка информации, социальное конструирование и т. п.) (ОНК-1).
В области инструментальной компетенции (ИК):
• овладеть социологическими и статистическими приемами и методами исследования уголовно-процессуальной практики и решения научных проблем (ИК-1);
• закрепить умения и навыки использования электронных ресурсов для получения информации и решения познавательных и исследовательских задач в процессе обучения (ИК-2).
В области профессиональной компетенции (ПК):
• усвоить базовые понятия и категории уголовно-процессуальной науки и сформировать понимание ценности уголовно-процессуального права (ПК-1);
• овладеть умениями и навыками юридического анализа уголовно-процессуального законодательства и фактов с позиций догмы права, доктрины права, прецедента и сравнительного права (ПК-2);
|
|
• получить знания и сформировать способности разбираться в особенностях производства по отдельным категориям уголовных дел (ПК-3);
• получить знания и овладеть способностью объяснять и обсуждать вопросы актуальной судебной практики, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека в сфере уголовного судопроизводства (ПК-4);
• приобрести умения и навыки в толкования норм уголовно-процессуального права в типичных ситуациях производства по уголовному делу (ПК-6);
• овладеть умениями и навыками решения типичных уголовно-процессуальных казусов (ПК-7);
• приобрести умение решать уголовно-процессуальные проблемы в ситуациях с правовой неопределенностью (ПК-8).
В рамках самостоятельной работы студенты приобретают и/или закрепляют следующие компетенции (знания, умения и навыки), необходимые для овладения способностью к квалифицированной юридической деятельности в уголовном процессе. Они должны обладать:
• профессиональной компетентностью (знаниями, умениями и навыками) – понимать базовые понятия и категории уголовно-процессуальной науки (ПК-1).
Уметь:
• юридически анализировать уголовно-процессуальное законодательство с позиций догмы права, прецедента и сравнительного права (ПК-2).
Сформировать навыки:
• решения типичных уголовно-процессуальных казусов (ПК-7).
• решения уголовно-процессуальных проблем в ситуациях с правовой неопределенностью (ПК-8).
Для успешного освоения студентами материала в рамках самостоятельной работы у них должны быть знания по ряду дисциплин, на которых (в определенной мере) базируется теория уголовного процесса и с которыми он связан:
• с общей теорией права и государства – через учение о праве как методологической основы уголовного судопроизводства;
• с историей государства и права зарубежных стран и историей государства и права России – через учет общих закономерностей и особенностей возникновения и развития уголовно-процессуального права в странах, относящихся к различным правовым семьям;
• с международным правом – через изучение влияния российского уголовно-процессуального права на международное и международного права на российское уголовно-процессуальное право и практику его применения;
• с уголовным правом – через включение в круг своих объектов уголовно-правовых отношений и норм в аспекте назначения уголовного судопроизводства охранять граждан, общество и государство от преступных посягательств;
• с правоохранительными органами – через углубление знаний об организации и деятельности органов уголовной юстиции и развитие первичных умений и навыков решения юридико-технических задач;
• с клиническими юридическими дисциплинами (профессиональные навыки юриста и основы клинической деятельности) – через использование первичных навыков и умений юридического анализа фактов и документов, а также через применение практического опыта, приобретаемого ими при прохождении различных видов практик, деловых играх, участия в юридических олимпиадах для решения уголовно-процессуальных задач (казусов) в социальном контексте;
• с прокурорским надзором – через закрепление и развитие общих профессиональных и исследовательских юридических умений и навыков, создание условий для приобретения некоторых специальных умений и навыков в области прокурорско-надзорной деятельности;
• с криминалистикой – через создание условий для понимания методики и тактики расследования уголовных дел.
Уголовно-процессуальное право является основой для изучения криминалистики и прокурорского надзора.
Для восполнения знаний по дисциплинам, с которыми связан и на которых основан уголовный процесс, студентам можно рекомендовать следующую основную (учебники и учебные пособия для всех) и дополнительную (монографии) литературу: