Уникальные изделия

В этом разделе мы рассматриваем только те изделия, которые на сегодняшний день либо вообще не имеют аналогов и найдены лишь на Золотаревском поселении, либо косвенно по отдельным элементам связаны с традициями других стран и народов. Это, в основном, украшения, такие как накладки на ремень, на сумку в виде головы льва, на седло в виде человеческих лиц, а также китайское зеркало, подвески в виде медальона и кувшинчика, детали предметов в виде дракона. Большинство этих предметов сделано из бронзы и серебра, а некоторые из них покрыты золотом. Вполне очевидно, что большинство этих изделий делалось на заказ для состоятельных людей и потому они могут быть единичными.

Накладка в виде львиной маски с крином (рис. 10, 1) отлита из бронзы и покрыта сверху позолотой. На лицевой стороне – рельефное изображение человеческого лица со складками на щеках и оскаленным ртом. По краю сделана волнистая грива, а сверху – два больших уха и крин между ними. В целом накладка как бы изображает человека в образе льва.

С внутренней стороны расположены 9 коротких клепок и снизу загнутый вовнутрь язычок. Вероятнее всего, накладка крепилась на кожаную основу (клапан сумки?). Сверху на львиной маске расположены проросшие ветви крина, центральная часть которого отломана. Накладка как бы совмещает голову льва и хвост в виде крина.

Изображение львов и львиных масок в Восточной Европе наиболее характерно для Северо-Восточной Руси, где оно встречается как в архитектурном декоре церквей во второй половине XII – начале XIII века (Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польской и др.), так и на браслетах, подвесках (Древняя Русь, 1997. Табл. 114). Наиболее близкими к накладке по стилю являются изображения львиных масок на церквах г. Владимира. И хотя подобных накладок нет нигде, вполне очевидно, что ее истоки связаны, прежде всего, с г. Владимиром. Вероятно, она принадлежала довольно состоятельному и знатному человеку, с именем которого, возможно, связано изображение буквы N на внутреннем язычке.

О религиозном содержании накладки свидетельствуют многочисленные изображения львов на древнерусских церквах, где они несли охранительную функцию и символизировали Христа и евангелиста Марка. В светском понимании лев был символом княжеской принадлежности (Даркевич, 1993. С. 186).

Концевая накладка на ремень (рис. 10, 2) из бронзы в виде полукруглого щитка с прорезным орнаментом из арабской вязи. С обратной стороны 3 заостренных штырька с загнутыми концами. Аналогов нет.

Накладка (пряжка?) (рис. 10, 3) из бронзовой пластины подтреугольной формы. На вершине треугольника и по бокам имеются выступы с отверстиями для крепления, а также два больших отверстия для внешнего соединения. Возможно, за них цеплялись крючки другого конца ремня. На поверхности накладки насечен растительный орнамент, покрытый позолотой. Подобный орнамент характерен для средневековых изделий X-XII веков Западной Сибири (Грач, 1998. Табл. XXII; Кызласов, 1983. Табл. XXVI).

Наконечник ремня (рис. 10, 4) отлит из бронзы в виде подпрямоугольной пластины с рельефным растительным орнаментом в виде расцветшего лотоса. Основание наконечника отлито в виде замкнутой обоймы, а окончание сделано в виде шатра. С обратной стороны наконечника 4 обломанных штырька. Очевидно, после того как штырьки сломались, по центру были пробиты отверстия и вставлены две клепки. Наконечник такой же конструкции, только с другим орнаментом, найден на Кельгининском могильнике X – начала XIII века (Беляев, 1998. Рис. 99, 18).

Поясной набор (рис. 10, 5-10), состоящий из 5 накладок и щитка от пряжки, отлит из бронзы. Все части пояса выпуклые с рельефным орнаментом. Три накладки имеют форму квадрата с шатровым навершием, две других миндалевидной формы, щиток же прямоугольный с шатровым навершием. На поверхности выделяются три зоны, разделенные точечным орнаментом. Нижняя часть гладкая и без орнамента. Средняя часть также гладкая, но орнаментирована прорезным орнаментом в виде штрихованных полос, расположенных зигзагом. На щитке пряжки этот орнамент дополняется завитками по бокам. На поверхности накладок изображено дерево, соединенное с лотосом, как центр мироздания и символ плодородия. По бокам дерева сидят две птички, которые у древних народов служили символом слияния земли и неба. На квадратных накладках две птички (предположительно дятлы) сидят на дереве жизни и смотрят друг на друга. На миндалевидных накладках две птички, похожие на уток, расположены спиной друг к другу. Хвосты у птиц перекрещены, а между головами расположен полумесяц концами кверху. Над головами у них три перевитых обруча с отверстием в центре. Одна из этих накладок пробита двумя дополнительными клепками. Наиболее интересен орнамент на щитке пряжки, где объединились сюжеты обеих накладок. Из ствола вниз идут корни, которые, соединяясь, превращаются в цветок лотоса. Птички на дереве, вероятно, относятся к разряду певчих и сидят, как на квадратных накладках, но головы повернуты в разные стороны, как на миндалевидных. С обратной стороны накладок по три клепки с шайбами на концах, а на щитке пряжки пять штырьков.

По форме и мотивам орнамента поясной набор ближе всего, по мнению одних, к индоиранским традициям (Древняя Русь, 1997) или, по мнению других, к тюркско-угорским (Солдатенкова, 1993), и был, очевидно, привезен со стороны. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у накладок сохранились мятые шайбы на клепках, а у некоторых они отломаны. Одна накладка, кроме того, отремонтирована и крепилась за счет двух дополнительных клепок, пробитых насквозь.

Части пояса были обнаружены как на городище, так и на 3 селище. Две квадратные накладки частично оплавлены, то есть побывали в сильном огне. Возможно, это связано со штурмом Золотаревского городища.

Накладка со штырями (рис. 11, 1, 2) (2 экз.) состоит из двух восьмеркообразных железных пластинок, соединенных по краям заклепками в виде штыря с ушком в середине. Ушки выступают наружу и в них вставлено по небольшому колечку. В центре между кольцами выступает штырь с утолщением и поперечными ребрами. Вероятнее всего они служили накладками на ремень. Аналогов нет.

Седельные накладки (рис. 11, 3, 4) (2 экз.) представлены двумя совершенно одинаковыми полусферическими накладками из бронзы в виде человеческого лица и четырьмя симметрично расположенными трилистниками по краю. На каждом из них сзади по длинному шпеньку для крепления. Поверхность накладок покрыта позолотой. Вероятнее всего, накладки изображают женское лицо, напоминающее мифологическое солнышко. Аналогии этим накладкам нам неизвестны. Наиболее близки изображения личин на решмах тюхтятской культуры, но все-таки различия слишком велики (Степи Евразии, 1981. Рис. 33; Михайлов, 1997. Рис. 4). В то же время истоком изготовления седельных накладок в виде личины может послужить и Нижнее Поволжье, где они начали распространяться с VI-VII веков (Амброз, 1989. Рис. 30) и получили широкое распространение в X веке (Гаврилина, 1993. С. 84).

Дужка (рис. 11, 5, 6) (2 экз.) также сделана из железа и изображает, вероятнее всего, утку. У одной дужки на стержне с внешней стороны сделан продольный пазик с косыми насечками по краям. В нижней части имеется плоское соединительное кольцо. Верхняя часть сделана в виде длинной морды с двумя глазами и выступающими ноздрями, а также с широким ртом в котором расположен округлый предмет. По своим мотивам это изображение сопоставимо с мифологическими представлениями финно-угров об утке с яйцом или землей в клюве, создавшей землю. На одной дужке с левой стороны рта нанесены насечки. Аналогов нет. Возможно, дужки являлись частью механизма арбалета.

Кувшинчик (рис. 11, 7) из олово-свинцового сплава вероятнее всего служил подвеской. Подобного рода украшения были распространены в салтово-маяцкой культуре, но в виде самоварчиков (Плетнева, 1967. Рис. 44) у мордвы и в Прикамье в VIII-IX веках (Финно-угры, 1987. Табл. LX), а также в Средней Азии в VI-VIII веках (Средняя Азия, 1999. Табл. 86), где встречаются и собственно кувшинчики из бронзы (Ртвеладзе, 1986. Рис. 5, 56, 57).

Медальон (рис. 11, 8) в виде диска с ушком из серебряно-свинцового сплава с изображением рыцаря. Рыцарь одет в длинное до пят платье, перетянутое поясом. На груди изображение в виде полосок то ли доспеха, то ли ребер, а из пупка к голове идет волнистая линия, напоминающая пуповину. На голове сверху волнистая линия, обозначающая либо волосы, либо головной убор, возможно шлем. В левой руке рыцаря копье, а в правой – миндалевидный щит с изображением креста. С левой стороны от рыцаря три точки в виде циркульного орнамента. С правой стороны две тройные насечки. По краю медальона идет полоска из кружочков и насечек.

Зеркало китайское (рис. 11, 9) представлено небольшим фрагментом с сильно затертыми краями. В одном краю сделано отверстие для ношения зеркала, причем уже второе отверстие, так как предыдущее обломилось. Вполне очевидно, что зеркало использовалось длительное время, пока не попало на Золотаревское поселение, где и было утеряно.

На одной стороне зеркала сохранился орнамент в виде точек вдоль невысокого, но широкого бортика и волнистой линии ближе к центру. Между орнаментальными мотивами по кругу справа налево идет надпись на китайском языке. При помощи специалистов из Эрмитажа удалось прочитать часть надписи: цзяоцзы (дровосек /собиратель хвороста). Впрочем, сохранившиеся иероглифы могут быть и частью имени.

Интересный результат дал металлографический анализ зеркала. Выяснилось, что зеркало содержит медь (74%), олово (19%), свинец (6%), железо (0,5%), алюминий (0,3%). Если большинство элементов встречается довольно часто, то примесь алюминия характерна в основном для китайских изделий.

Коньковая подвеска (рис. 11, 10)представляет собой литую стилизованную подвеску с прорезной основой типа 2 по классификации Л.А. Голубевой, которая отмечает, что известна лишь одна подвеска этого типа, обнаруженная у с. Кармалейка, и на ней 11 вертикальных насечек (Голубева, 1979. Табл.19). Найденная на Золотаревском 1 селище коньковая подвеска практически полностью аналогична кармалейской, особенно с учетом того, что в действительности на ней не 11 насечек, а лишь 9, как и на золотаревской. Вероятно, обе подвески отлиты одним мастером и относятся к X-XI векам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: