ОТВЕТ 16. Общее понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Формирование способностей. Влияние наследственности и среды в развитии способностей. Формирование способностей

Общее понятие о способностях. Понятие о способностях

Проблемы психологии способностей всегда находились в центре внимания украинских и зарубежных специалистов Это одна из важнейших и актуальных проблем воспитания Она беспокоит родителей, учителей и учащихся

Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного выполнения определенного вида деятельности Способности не сводятся к наличию у индивида знаний, умений, навыков к Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладевания средствами и приемами деятельностиі. В изучении способностей выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика отдельных видов способностей, закономерности формирования способностей

Способности тесно связаны с общей направленностью личности Соотношение направленности личности и уровня способностей неоднозначное: высокий уровень способностей существенно влияет на стиль поведения и формирование личности Еще большее значение имеет тот факт, что раз свиток способностей определяется условиями воспитания, особенностями сформированности личности, ее направленностью, которая либо способствует раскрытию способностей или, наоборот, приводит к тому, что способности не реале зуються В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, одновременно одна и та же способность может быть условием успеха различных видов деятельности Это обеспечивает возм ивоститі широкой компенсации способностей Важными факторами процесса обучения и воспитания является сенситивные периоды, благоприятные для становления тех или иных способностей

Исходной предпосылкой для развития способностей есть те природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей Мозг концентрация уе в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностейей.

Уровень развития способностей зависит от: 1) качеств знаний и умений, от степени их объединения в единое целое, 2) природных задатков человека, качества природных нервных механизмов элементарной психической деятельности, 3) большей или ме еншои \"тренированности\" самых мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессех процесів.

Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существенными предпосылками способностей человека, но лишь предпосылками От задатков к способностям - таков путь развития личности и Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности Будучи предпосылкой успешной деятельности человека, способности составляют продукт деятельности В этом проя вляеться взаимозависимость способностей человека и его деятельностиості.

Задатки бывают разных видов Одни из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений, они лишь предоставляют своеобразия процесса развития способностей, облегчают или затрудняют их раз свиток К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы Другие задатки влияют на содержательную сторону способностейтей.

Только при условии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах Впрочем, и лучшие задатки сами собой, автоматически не обеспечивают высоких достижений С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном отсутствии) человек может при определенных условиях достичь значительных успехов в соответствующей деятельности Трудности многих неуспевающих учеников есть следствием не их умственной или физической неполноценности, а их представлений о себе как о неспособных к серьезной подготовки Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не определяет н евдачи, как сознательное ее ожиданияання.

Выделяют две стороны развития способностей - общую и особист существует Несмотря на наличие в способностях обще психологического, \"родового\", они всегда сугубо индивидуальными

С способностями тесно связаны наклоны т.е. выборочная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься В основе этой направленности лежит устойчивая потребность Наклоны - предпосылки развития способностей

Наклоны и способности нередко совпадают, что можно объяснить индивидуальными проявлениями активности и саморегуляции личности, являются основными психологическими предпосылками развития как наклонностей, так и способностей В одних случаях активность является \"избытком энергии\", позволяет непосредственно, без особых усилий выдерживать значительное нервно о-психическую нагрузку Активность другого направления - планировочного характера - опирается на произвольность: она проявляется избирательно и наиболее эффективна в тех видах деятельности, которые не требуют быстрых реакций, протекающих с спокойных услоокійних умов

Активность дошкольников проявляется непосредственно в действиях, в стремлении говорить Детские желания способствуют общему психическому развитию, а у некоторых детей они становятся началом или показателем их май йбутних индивидуальных особливосй.

Младший школьный возраст приносит с собой качественно новый уровень сознательной и внутренне регулируемой поведения Это означает формирование таких черт активности и ее саморегуляции, которые необходимы для дальнейшего ф формирования наклонев

В подростковом возрасте стремление к деятельности будто опережающий развитие других сторон личности У подростков наблюдаются два основных пути развития склонностей Один из них - избирательность по различным виде ей деятельности, аналитичность, устойчивость намерений При этом проявляется интерес к сферам деятельности - \"техника\" и \"знаковая система\" Для другого направления развития склонностей характерны широта интересов, полнот а реагирования на окружающую среду, относительно больший тяга к общению и выраженные склонности к художественного освоения мира Показатели первого направления наклонов больше связаны с функциональными особо ческими левого полушария Второе направление лучше представлены у подростков с высоким уровнем обще-мозговой активности и активности правого полушария мозганості правої півкулі мозку.

Юность - период дальнейшего роста социальной активности, годы подъема умственных и нравственных сил Важная особенность, которая отличает внутренние условия развития склонностей старшеклассников - это новый Риве ень развития саморегуляции своей направленности: прежде развитые чувства ответственности и установки на руководство собой Способности занимают особое место в структуре самооценки старшеклассники в Они наиболее лично значимые Завышенный уровень притязаний по неустойчивой самооценки приводит к неудачам в деятельности, что делает самооценку еще больше неустойчивой Заниженный уровень притязаний закрывает Возможна ости для формирования устойчивой адекватной самооценкицінки.

Самооценка - фундаментальное личностное образование Она тесно связана, с одной стороны, с развитием и проявлением способностей, с другой - со сложившимся уровнем притязаний Большой разрыв между уровнем притязаний и имеющимися возможностями негативно влияет на самооценку и проявление способностейей.

БМ Теплов разработал концепцию индивидуального стиля деятельности Индивидуальный стиль фактически определяется не только (и даже не столько) природными предпосылками, сколько особенностями жизненного опыта, навыками и привычками, имеющимся уровнем способностей и, найголо овнише, сложившимися особенностями личности Существуют две разновидности индивидуального стиля деятельности: положительный стиль, помогает человеку достичь успешных результатов в деятельности, и отрицательный который закрепляет негативные привычки и черты характера Задача педагога - изменить сложившийся негативный индивидуальный стиль, организовать работу поо постепенного формирования нового, позитивного индивидуального стиля который поможет ученику повысить эффективность деятельности и максимально раскрыть способности Такая работа должна быть индивидуальной, учитывать потенциальные возможности школьника, его природные задатки, но г главное - направляться на формирование основных качеств личности При этом важно в одном случае - повысить самооценку школьника, во втором - изменить его внутреннюю позицию, в третьем - снять аф ект неадекватности, в четвертом - помочь сформировать познавательную потребность Таким образом, формирование индивидуального стиля деятельности должно происходить через формирование личностисті.

Фактор времени, задачи овладеванию время непосредственно связано с проблемой способностей Прежде всего это скорость выполнения определенной деятельности По мере формирования умений и навыков действия выполняются все чит ткише, качественнее и быстрее В скорости приобретения таких навыков и проявляются способности Естественная медлительность или подвижность могут дать начало формированию различных индивидуальных стилей деятельности, в пределах которых и развиваются способностиості.

Второй аспект овладеванию время: овладение время определенного этапа жизни, а на более высоком уровне - овладение временной перспективой Овладение временем - это прежде всего умение создать перспективу своего м будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию В исследованиях последних лет подчеркивается, что наличие четкой и осоз мленои жизненной перспективы дает человеку стимулы к творчестветі.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения конкретной деятельности, проявляются в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями ниями, навыкам.

Виды и уровни способностей. Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Выделяют три типа способностей:

художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;

мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;

промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;

сложные — способности к труду, учебе, общению.

Основы способностей заложены генетически — в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении. Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности

На рис. 2 изображена горизонтальная структура способностей, представленная в виде концентрических окружностей, или колец (вид сверху на «конус способностей»). Зоны 5 и 4 представляют ядро способностей, а остальные зоны — их периферию.

Рис. 2. Горизонтальная структура способностей

Виды способностей по специализации

Способности по специализации подразделяются следующим образом:

специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;

теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;

практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;

учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Виды способностей по уровню развития

По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;

гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;

одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.

При этом всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она невозможна. Кроме того, уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей

Возможности человека огромны, и они могут быть безграничными, если он стремится их совершенствовать. Человеку нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели. Через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть направленности личности и служит как бы ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

Целенаправленность поведения особенно очевидна, когда человек пытается достичь одну цель различными способами.

Если первая попытка наталкивается на преграду, избирается другой путь, иногда обходной. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку в течение жизни приходится выполнять множество разнообразных видов деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любого отдельного вида деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Жизненная цель как бы объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из них — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Уровень достижений личности связан с жизненными целями, в которых заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих, игнорирует интересы коллег или работу, которую должен выполнять, а в работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия проявляется тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с окружающими. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстным стремлением к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, членом которой он является, вносит свои предложения, полезные для выполнения поставленной задачи.

Совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности, присуща каждому человеку. Приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности, обусловливают характер человека. Черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к явлениям действительности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: