Группы встреч

Создателем групп встреч является Карл Роджерс, целью которых стал поиск самораскрытости в межличностных вза­имоотношениях. "Сегодня в США, пожалуй, не найдется более или менее крупного города, в котором не существо-

* Сибурн Б. Роль двойника // Блатнер ГА. Психодрама, ролевая игра, методы действия. — С. 57.вали бы группы психотерапии в какой-либо форме", — пишет К. Роджерс*. Он же называет две причины такого стремительного распространения. С одной стороны, проис­ходит дегуманизация цивилизации, из которой исчезает че­ловек. С другой, на определенном уровне материальной обеспеченности, а его несомненно достигли США, человек может заняться своими психологическими проблемами. При этом кварталы бедняков не проявляют особого интере­са к групповой психотерапии и в США. К. Роджерс пере­числяет такие виды моделей поведения в группе:

I. Замешательство.

- 2. Нежелание раскрыться или высказаться.

! 3. Описание пережитого.

i 4. Выражение отрицательных эмоций.

5. Выражение и исследование важного для личности ма­териала.

6. Выражение спонтанных чувств между участниками группы.

7. Развитие в группе способности исцелять.,, 8. Самопонимание и начало изменений. I 9. Разрушение "оболочки". | Ю. Налаживается обратная связь между участниками.

II. Столкновение.

12.Взаимопомощь вне встреч группы. i 13. Истинное общение.

-•• 14. Выражение положительного чувства и близости.

15. Поведенческие изменения в группе. 9 В группах встреч, как и в случае психодрамы, человек учится самораскрытию, вслушиванию в свои чувства, мак­симальному пониманию другого, т.е. он делается более ком­муникативно чувствительным. Вот эта коммуникативная обогащенность и является центральной для ПР, этот тот идеал, к которому мы все должны стремиться, но он осо­бенно важен, когда от него зависит твоя профессиональная карьера. Именно так обстоит дело с лидером. И еще одна сторона групповой психотерапии имеет важное для нас зна­чение. Как и почему происходит воздействие, каковы его механизмы? Ведь групповая психотерапия действительно несет изменение моделей поведения, что весьма важно для

- Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993. — С. 15.

всего комплекса коммуникативных наук, и в частности для ПР. Перед нами проходит целенаправленная и управляемая коммуникация, результатом которой становится психокор­рекция.

Литература

Александров А.А. Современная психотерапия. — СПб., 1997

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в

игры. -Л., 1992 Блатнер ТА. Психодрама, ролевая игра, методы действия. —Ч. 1-2.

— Пермь, 1993 Джеймс М. и др. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ j

с гештальтупражнениями. — М., 1993 Литвак М.Е. Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии. —

Ростов-на-Дону, 1997 Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. —

М., 1997 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. —

М., 1994

Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993 Роджерс К Эмпатия // Психология эмоций. — М., 1984 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные груп­пы: теория и практика. — М., 1993 Фат Ф. Преобразующие диалоги. — Киев, 1997 Харрис ТА. Я — о'кей, ты - о'кей. — М., 1997 Глава четырнадцатая Общая модель коммуникативной технологии

Коммуникативные технологии не являются исключи-ельно сегодняшним изобретением, ведь, например, и про-оведь, и книга, и шаманское пение, — все это является оммуникативной технологией разной степени интенсив-ости. В конечном счете все они направлены на те или ные изменения сознания. И делают это с вполне предска-^емыми последствиями.

В. Демьянков, рассматривая западные исследования по оздействию, приводит типологию по интенсивности воз-ействия, разграничивающий низкоинтенсивные и высоко-нтенсивные технологии*.

Приведем некоторые из особенностей применения их.

в Люди, которым доверяют, имеют больший выбор стра­тегий воздействия, у остальных их меньше. Следователь­но, первые могут пользоваться более слабыми по интен­сивности средствами. Более интенсивные средства они могут использовать для ускорения воздействия.

Реципиенты получают когнитивный стресс, когда их за­ставляют нарушать собственные нормы приемлемого коммуникативного поведения.

• Есть прямая линейная зависимость между уровнем ин­тенсивности и изменением установки.

• При пассивном восприятии сообщений низкоинтенсивная атака оказывается более эффективной при преодолении сопротивления.

Это интересное разграничение на высоко-/низкоинтен-ивные технологии мы попытаемся продолжить в наших ассуждениях.

Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздейст­вия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. — М., 1989. - С. 34-35.

Высокоинтенсивные технологии позволяют осуществ­лять перемены в сознании за краткий период времени. Ни­зкоинтенсивные технологии рассчитаны на более долговре­менный период. В результате их действия создается благоп­риятный контекст для возможных будущих действий. Различие это может быть отражено следующим образом:

  время цель
высокоинтенсивные низкоинтенсивные краткий период долгий период ближайшее действие будущее действие

Низкоинтенсивные технологии имеют преимущество в том, что их цели известны коммуникатору, но неизвестны получателю информации. В случае высокоинтенсивных тех­нологий цель коммуникации является явной и для отправи­теля, и для получателя. Поэтому она может встречать сопро­тивление аудитории, в случае низкоинтенсивной техноло­гии цель оказывается "спрятанной", что дает возможность подавать ее в качестве нейтральной информации.

  цель оценка реципиента
высокоинтенсивные низкоинтенсивные явная скрытая пропагандистская информация нейтральная информация

Для тех и других технологий характерно то, что речь в них идет о тех же объектах, что и в предшествующих ком­муникативных потоках. Как правило, новые объекты не вводятся, а вводится новая информация о старых объектах. Единственной разницей с предшествующим коммуника­тивным потоком является то, что вводится отрицательная информация о прошлых позитивных объектах или позитив­ная информация о прошлых негативных объектах. Сопос­тавление этих потоков выглядит следующим образом:

коммуникатив список ный поток объектов позитивные объекты отрицатель­ные объекты
исходный совпадает позитивная информация негативная информация
изменяющий совпадает негативная информация позитивная информация

Важным параметром коммуникативных технологий яв­ляется удержание внимания реципиента. Если мы посмот-зим на фильм или книгу как вариант низкоинтенсивной соммуникативной технологии, то их отличает способность зтягивать реципиента в свое собственное пространство и зремя. При этом фильм и книга можно рассматривать как зариант низкоинтенсивной технологии, имеющей позитив­ную направленность.

В избирательных технологиях большую роль играют не-^ативно сориентированные технологии. Как правило, они шляются высокоинтенсивными, поскольку требуемые из­менения ограничены четким периодом времени. Новые ин­формационные технологии типа Интернета сегодня активно ^пользуются в целях распространения негативной инфор­мации. Глеб Павловский, представленный "Комсомольской травдой" (1999, 26 февр.) как "ветеран информационных зойн", заявляет: "Интернет — идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов. Кроме гого, традиционные средства массовой информации несут этветственность за распространяемые ими сведения. Слухи ке, передающиеся через Интернет, — анонимны. Но затем 'азеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание гак называемой "черной" информации. Раньше из этой "чер­ной" информации можно было сделать только "серую" — эаспространять ее в кулуарах, не более. Теперь есть возмож­ность отмывать любую "дезу" добела".

Обычная коммуникативная кампания, как правило, со­стоит из трех составляющих:

планирование,

• проведение,

• оценка.

Коммуникативная кампания длится ограниченный пе­риод времени. Ее эффективность напрямую зависит от пра­вильности разработанного плана. Г. Мендельсон считает, что не публику нужно винить в неудаче кампании, а ее пла­нировщиков, которые в недостаточной степени учитывают результаты коммуникативной теории и практики. Успешная кампания, по его мнению, должна учитывать следующие ус-гювия":

' WindaM S., Signitzer В. Using Communication Theory. An Introduction to Planned Communication. — London, etc., 1992. — P. 113.

1. Кампания должна иметь реалистические цели, посколь­ку аудиторию может вовсе не интересовать предлагаемое сообщение.

2. Недостаточно просто предоставлять информацию в период кампании, следует учитывать поддерживающую ее меж­личностную коммуникацию, объединяя ее с массовой.

3. Планировщики должны видеть в аудитории разные це­левые группы со своими типами каналов, оценок, демог­рафических и психологических особенностей.

В рамках этапа планирования основными являются два шага: анализ проблемы и определение целей*. В первом слу­чае речь идет об оценке проблемы с коммуникативной точки зрения, с рассмотренмия того, возможно ли ее реше­ние в рамках коммуникативной кампании. Сделав правиль­но этот шаг, коммуникатор получает возможность четко увидеть целевые группы и понимает, каким образом достичь нужной цели.

В рамках проведения речь идет о создании сообщения. Это включает в себе определение базового сообщения, под­бор формата под него (игровой, свидетельский и т.п.), оп­ределение источника сообщения (например, собачью еду в США рекламируют звезды), отбор тем.

Необходимо также определить каналы коммуникации и такие составляющие кампании, как частота, время и охват. Здесь следует решить, с какой частотой будет появляться сообщение, в какое время и какое число людей из избран­ной аудитории получит данное сообщение.

Высоко- и низкоинтенсивные технологии решают раз­ные типы задач. Комбинация и тех, и других позволяет осу­ществлять широкий круг конкретных заданий. Высокоин­тенсивные технологии более серьезным образом разрушают имеющуюся систему ценностей, чего нельзя сказать о ни­зкоинтенсивных технологиях.

Следует признать принципиально неверной типичную схему коммуникации с направлением стрелки только от коммуникатора к получателю. Подобная модель не отобра­жает особенностей коммуникативного воздействия. Более

* Solomon D.S., Carditto ВЛ. The Elements and Process of Communication Campaigns // Discoures and Communication. — Berlin etc., 1985)начимым является обоюдное воздействие на коммуника-ивное событие и коммуникатора, и получателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: