Создателем групп встреч является Карл Роджерс, целью которых стал поиск самораскрытости в межличностных взаимоотношениях. "Сегодня в США, пожалуй, не найдется более или менее крупного города, в котором не существо-
* Сибурн Б. Роль двойника // Блатнер ГА. Психодрама, ролевая игра, методы действия. — С. 57.вали бы группы психотерапии в какой-либо форме", — пишет К. Роджерс*. Он же называет две причины такого стремительного распространения. С одной стороны, происходит дегуманизация цивилизации, из которой исчезает человек. С другой, на определенном уровне материальной обеспеченности, а его несомненно достигли США, человек может заняться своими психологическими проблемами. При этом кварталы бедняков не проявляют особого интереса к групповой психотерапии и в США. К. Роджерс перечисляет такие виды моделей поведения в группе:
I. Замешательство.
- 2. Нежелание раскрыться или высказаться.
! 3. Описание пережитого.
i 4. Выражение отрицательных эмоций.
5. Выражение и исследование важного для личности материала.
|
|
6. Выражение спонтанных чувств между участниками группы.
7. Развитие в группе способности исцелять.,, 8. Самопонимание и начало изменений. I 9. Разрушение "оболочки". | Ю. Налаживается обратная связь между участниками.
II. Столкновение.
12.Взаимопомощь вне встреч группы. i 13. Истинное общение.
-•• 14. Выражение положительного чувства и близости.
15. Поведенческие изменения в группе. 9 В группах встреч, как и в случае психодрамы, человек учится самораскрытию, вслушиванию в свои чувства, максимальному пониманию другого, т.е. он делается более коммуникативно чувствительным. Вот эта коммуникативная обогащенность и является центральной для ПР, этот тот идеал, к которому мы все должны стремиться, но он особенно важен, когда от него зависит твоя профессиональная карьера. Именно так обстоит дело с лидером. И еще одна сторона групповой психотерапии имеет важное для нас значение. Как и почему происходит воздействие, каковы его механизмы? Ведь групповая психотерапия действительно несет изменение моделей поведения, что весьма важно для
- Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993. — С. 15.
всего комплекса коммуникативных наук, и в частности для ПР. Перед нами проходит целенаправленная и управляемая коммуникация, результатом которой становится психокоррекция.
Литература
Александров А.А. Современная психотерапия. — СПб., 1997
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры. -Л., 1992 Блатнер ТА. Психодрама, ролевая игра, методы действия. —Ч. 1-2.
— Пермь, 1993 Джеймс М. и др. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ j
|
|
с гештальтупражнениями. — М., 1993 Литвак М.Е. Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии. —
Ростов-на-Дону, 1997 Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. —
М., 1997 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. —
М., 1994
Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993 Роджерс К Эмпатия // Психология эмоций. — М., 1984 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М., 1993 Фат Ф. Преобразующие диалоги. — Киев, 1997 Харрис ТА. Я — о'кей, ты - о'кей. — М., 1997 Глава четырнадцатая Общая модель коммуникативной технологии
Коммуникативные технологии не являются исключи-ельно сегодняшним изобретением, ведь, например, и про-оведь, и книга, и шаманское пение, — все это является оммуникативной технологией разной степени интенсив-ости. В конечном счете все они направлены на те или ные изменения сознания. И делают это с вполне предска-^емыми последствиями.
В. Демьянков, рассматривая западные исследования по оздействию, приводит типологию по интенсивности воз-ействия, разграничивающий низкоинтенсивные и высоко-нтенсивные технологии*.
Приведем некоторые из особенностей применения их.
в Люди, которым доверяют, имеют больший выбор стратегий воздействия, у остальных их меньше. Следовательно, первые могут пользоваться более слабыми по интенсивности средствами. Более интенсивные средства они могут использовать для ускорения воздействия.
• Реципиенты получают когнитивный стресс, когда их заставляют нарушать собственные нормы приемлемого коммуникативного поведения.
• Есть прямая линейная зависимость между уровнем интенсивности и изменением установки.
• При пассивном восприятии сообщений низкоинтенсивная атака оказывается более эффективной при преодолении сопротивления.
Это интересное разграничение на высоко-/низкоинтен-ивные технологии мы попытаемся продолжить в наших ассуждениях.
Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. — М., 1989. - С. 34-35.
Высокоинтенсивные технологии позволяют осуществлять перемены в сознании за краткий период времени. Низкоинтенсивные технологии рассчитаны на более долговременный период. В результате их действия создается благоприятный контекст для возможных будущих действий. Различие это может быть отражено следующим образом:
время | цель | |
высокоинтенсивные низкоинтенсивные | краткий период долгий период | ближайшее действие будущее действие |
Низкоинтенсивные технологии имеют преимущество в том, что их цели известны коммуникатору, но неизвестны получателю информации. В случае высокоинтенсивных технологий цель коммуникации является явной и для отправителя, и для получателя. Поэтому она может встречать сопротивление аудитории, в случае низкоинтенсивной технологии цель оказывается "спрятанной", что дает возможность подавать ее в качестве нейтральной информации.
цель | оценка реципиента | |
высокоинтенсивные низкоинтенсивные | явная скрытая | пропагандистская информация нейтральная информация |
Для тех и других технологий характерно то, что речь в них идет о тех же объектах, что и в предшествующих коммуникативных потоках. Как правило, новые объекты не вводятся, а вводится новая информация о старых объектах. Единственной разницей с предшествующим коммуникативным потоком является то, что вводится отрицательная информация о прошлых позитивных объектах или позитивная информация о прошлых негативных объектах. Сопоставление этих потоков выглядит следующим образом:
коммуникатив список ный поток объектов | позитивные объекты | отрицательные объекты |
исходный совпадает | позитивная информация | негативная информация |
изменяющий совпадает | негативная информация | позитивная информация |
Важным параметром коммуникативных технологий является удержание внимания реципиента. Если мы посмот-зим на фильм или книгу как вариант низкоинтенсивной соммуникативной технологии, то их отличает способность зтягивать реципиента в свое собственное пространство и зремя. При этом фильм и книга можно рассматривать как зариант низкоинтенсивной технологии, имеющей позитивную направленность.
|
|
В избирательных технологиях большую роль играют не-^ативно сориентированные технологии. Как правило, они шляются высокоинтенсивными, поскольку требуемые изменения ограничены четким периодом времени. Новые информационные технологии типа Интернета сегодня активно ^пользуются в целях распространения негативной информации. Глеб Павловский, представленный "Комсомольской травдой" (1999, 26 февр.) как "ветеран информационных зойн", заявляет: "Интернет — идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов. Кроме гого, традиционные средства массовой информации несут этветственность за распространяемые ими сведения. Слухи ке, передающиеся через Интернет, — анонимны. Но затем 'азеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание гак называемой "черной" информации. Раньше из этой "черной" информации можно было сделать только "серую" — эаспространять ее в кулуарах, не более. Теперь есть возможность отмывать любую "дезу" добела".
Обычная коммуникативная кампания, как правило, состоит из трех составляющих:
• планирование,
• проведение,
• оценка.
Коммуникативная кампания длится ограниченный период времени. Ее эффективность напрямую зависит от правильности разработанного плана. Г. Мендельсон считает, что не публику нужно винить в неудаче кампании, а ее планировщиков, которые в недостаточной степени учитывают результаты коммуникативной теории и практики. Успешная кампания, по его мнению, должна учитывать следующие ус-гювия":
|
|
' WindaM S., Signitzer В. Using Communication Theory. An Introduction to Planned Communication. — London, etc., 1992. — P. 113.
1. Кампания должна иметь реалистические цели, поскольку аудиторию может вовсе не интересовать предлагаемое сообщение.
2. Недостаточно просто предоставлять информацию в период кампании, следует учитывать поддерживающую ее межличностную коммуникацию, объединяя ее с массовой.
3. Планировщики должны видеть в аудитории разные целевые группы со своими типами каналов, оценок, демографических и психологических особенностей.
В рамках этапа планирования основными являются два шага: анализ проблемы и определение целей*. В первом случае речь идет об оценке проблемы с коммуникативной точки зрения, с рассмотренмия того, возможно ли ее решение в рамках коммуникативной кампании. Сделав правильно этот шаг, коммуникатор получает возможность четко увидеть целевые группы и понимает, каким образом достичь нужной цели.
В рамках проведения речь идет о создании сообщения. Это включает в себе определение базового сообщения, подбор формата под него (игровой, свидетельский и т.п.), определение источника сообщения (например, собачью еду в США рекламируют звезды), отбор тем.
Необходимо также определить каналы коммуникации и такие составляющие кампании, как частота, время и охват. Здесь следует решить, с какой частотой будет появляться сообщение, в какое время и какое число людей из избранной аудитории получит данное сообщение.
Высоко- и низкоинтенсивные технологии решают разные типы задач. Комбинация и тех, и других позволяет осуществлять широкий круг конкретных заданий. Высокоинтенсивные технологии более серьезным образом разрушают имеющуюся систему ценностей, чего нельзя сказать о низкоинтенсивных технологиях.
Следует признать принципиально неверной типичную схему коммуникации с направлением стрелки только от коммуникатора к получателю. Подобная модель не отображает особенностей коммуникативного воздействия. Более
* Solomon D.S., Carditto ВЛ. The Elements and Process of Communication Campaigns // Discoures and Communication. — Berlin etc., 1985)начимым является обоюдное воздействие на коммуника-ивное событие и коммуникатора, и получателя.