Франц Реймонд 20 страница

Ру­ко­во­ди­те­ли Об­ще­ст­ва зна­ли и име­ли в сво­ем рас­по­ря­же­нии эту ин­фор­ма­цию в те­че­ние де­ся­ти­ле­тий. Пер­вые 20 стра­ниц под­роб­ней­ше­го ис­сле­до­ва­ния Кар­ла Оло­фа Йон­со­на бы­ли у ка­ж­до­го из чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та в 1979 го­ду. Од­на­ко ор­га­ни­за­ция толь­ко сей­час пря­мо при­зна­ла, кто в дей­ст­ви­тель­но­сти яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком этих взгля­дов и уче­ний11.

В но­вой кни­ге хо­тя бы в не­ко­то­рой сте­пе­ни при­зна­ет­ся дол­го су­ще­ст­во­вав­шее уче­ние о 1874 го­де (счи­та­лось, что то­гда на­ча­лось «вто­рое при­сут­ст­вие» Хри­ста), о 1878 го­де (что то­гда Хри­стос при­нял Цар­скую власть), о 1881 (что то­гда не­бес­ное при­зва­ние пре­кра­тит­ся), и о 1925 го­де (что «дос­той­ные лю­ди про­шло­го» бу­дут вос­кре­ше­ны, и на зем­ле нач­нет­ся ве­ли­кий юби­лей). Вся эта ин­фор­ма­ция бы­ла пред­став­ле­на еще в 1983 го­ду в пер­вом из­да­нии этой кни­ги, «Кри­зис со­вес­ти».

Од­на­ко в кни­ге не де­ла­ет­ся че­ст­но­го и от­кры­то­го при­зна­ния то­го, ка­кая ог­ром­ная зна­чи­мость при­пи­сы­ва­лась этим да­там, и с ка­кой по­сто­ян­ной на­стой­чи­во­стью они про­воз­гла­ша­лись, ино­гда в те­че­ние бо­лее 50 лет, с ка­кой убе­ж­ден­но­стью де­ла­лись вы­ска­зы­ва­ния в свя­зи с эти­ми да­та­ми. Как и в не­дав­них стать­ях в жур­на­лах «Сто­ро­же­вая баш­ня» и «Про­бу­ди­тесь!», в этой кни­ге мож­но за­ме­тить по­сто­ян­ные стрем­ле­ния при­умень­шить зна­че­ние этих дат, по­ни­зить зна­чи­мость то­го, что долж­но бы­ло про­изой­ти, со­глас­но пред­ска­за­ни­ям, са­мое позд­нее, в 1914 го­ду12. Час­то вни­ма­ние при­вле­ка­ет­ся лишь к од­но­му из мно­же­ст­ва за­яв­ле­ний (на­при­мер, ко­гда го­во­рит­ся про­сто о «кон­це вре­мен языч­ни­ков», или о том, что 1914 го­да жда­ли про­сто как «клю­че­вой да­ты» или «от­ме­чен­но­го го­да»), но не упо­ми­на­ют­ся дру­гие зна­чи­тель­ные пред­ска­за­ния, ко­то­рые бы­ли не­раз­рыв­но свя­за­ны с ни­ми. Обыч­но чи­та­те­лям пред­ла­га­ют­ся лишь не­мно­го­чис­лен­ные при­зы­вы к ос­то­рож­но­сти, ко­то­рые ино­гда по­яв­ля­лись пе­ред 1914 го­дом (или позд­нее, пе­ред 1925-м), а сме­лые пред­ска­за­ния пред­став­ле­ны про­сто как ос­то­рож­ные «пред­по­ло­же­ния» или «воз­мож­но­сти». Так как у боль­шин­ст­ва чи­та­те­лей нет воз­мож­но­сти са­мим про­чи­тать ста­рые пуб­ли­ка­ции, ав­то­ры ста­тей поль­зу­ют­ся та­кой не­ос­ве­дом­лен­но­стью и умень­ша­ют си­лу пред­ска­за­ний, ко­гда ци­ти­ру­ют лишь из­бран­ные мес­та, но скры­ва­ют или иг­но­ри­ру­ют дру­гие пря­мые ут­вер­жде­ния.

Очень час­то ис­поль­зу­ет­ся та­кая так­ти­ка: под­чер­ки­ва­ет­ся, что раз ка­кое-ли­бо сло­во или вы­ра­же­ние ис­поль­зо­ва­но не бы­ло, зна­чит это яко­бы ос­во­бо­ж­да­ет лю­дей от от­вет­ст­вен­но­сти за про­из­не­се­ние лож­но­го про­ро­че­ст­ва во имя Бо­га. При­мер та­кой так­ти­ки мож­но най­ти в вы­пус­ке «Про­бу­ди­тесь!» за 22 мар­та 1993 го­да (англ.) на стра­ни­це 3 под за­го­лов­ком «По­че­му столь­ко лож­ных сиг­на­лов тре­во­ги?»:

Есть лю­ди, ко­то­рые де­ла­ют за­хва­ты­ваю­щие пред­ска­за­ния кон­ца све­та, толь­ко для то­го, что­бы при­влечь к се­бе вни­ма­ние и по­сле­до­ва­те­лей, но есть и те, кто ис­крен­не ве­рит в свои пред­ска­за­ния. Они вы­ска­зы­ва­ют свои соб­ст­вен­ные ожи­да­ния, ко­то­рые ос­но­ва­ны на их же тол­ко­ва­нии не­ко­то­рых тек­стов Пи­са­ния или со­бы­тий в ми­ре. Они не ут­вер­жда­ют, что их пред­ска­за­ния яв­ля­ют­ся пря­мы­ми от­кро­ве­ния­ми от Ие­го­вы, и что в этом смыс­ле они про­ро­че­ст­ву­ют во имя Ие­го­вы. По­это­му в та­ких слу­ча­ях, ес­ли их сло­ва не ис­пол­ня­ют­ся, их не сто­ит счи­тать лож­ны­ми про­ро­ка­ми, про­тив ко­то­рых есть пре­ду­пре­ж­де­ние, на­при­мер, во Вто­ро­за­ко­нии 18:20—22. Бу­ду­чи не­со­вер­шен­ны­ми людь­ми, они не­вер­но ис­тол­ко­ва­ли не­ко­то­рые во­про­сы.*

В со­от­вет­ст­вую­щей сно­ске го­во­рит­ся:

* Сви­де­те­ли Ие­го­вы, го­ря же­ла­ни­ем уви­деть вто­рое при­ше­ст­вие Ии­су­са, вы­ска­зы­ва­ли да­ты, ко­то­рые ока­за­лись не­вер­ны­ми. Вви­ду это­го, не­ко­то­рые на­зва­ли их лож­ны­ми про­ро­ка­ми. Од­на­ко Сви­де­те­ли ни­ко­гда не ут­вер­жда­ли, что эти пред­ска­за­ния про­ис­хо­ди­ли «во имя Ие­го­вы». Они ни­ко­гда не го­во­ри­ли: «Вот сло­ва Ие­го­вы». В офи­ци­аль­ном жур­на­ле Сви­де­те­лей Ие­го­вы, «Сто­ро­же­вой баш­не», го­во­ри­лось: «У нас нет да­ра про­ро­че­ст­ва» (ян­варь 1883, стра­ни­ца 425). «И мы не хо­тим, что­бы на­ши сло­ва счи­та­ли или рас­смат­ри­ва­ли без­оши­боч­ны­ми» (де­кабрь 15, 1896, с. 306). В «Сто­ро­же­вой баш­не» так­же го­во­ри­лось: то, что у не­ко­то­рых мо­жет быть дух Ие­го­вы «не зна­чит, что слу­жа­щие се­го­дня как Сви­де­те­ли Ие­го­вы вдох­нов­ле­ны Бо­гом. Это не зна­чит, что ста­тьи в этом жур­на­ле „Сто­ро­же­вая баш­ня“ вдох­нов­ле­ны, аб­со­лют­но вер­ны и без­оши­боч­ны» (15 мая 1947 го­да, с. 157). «„Сто­ро­же­вая баш­ня“ не ут­вер­жда­ет, что она вдох­нов­ле­на Бо­гом, и она так­же не дог­ма­тич­на» (15 ав­гу­ста, 1950 го­да, с. 263). «Бра­тья, го­то­вя­щие эти пуб­ли­ка­ции, не яв­ля­ют­ся не­по­гре­ши­мы­ми. На­пи­сан­ное ими не вдох­нов­ле­но Бо­гом, в от­ли­чие от по­сла­ний Пав­ла и дру­гих пи­са­те­лей Биб­лии (2 Тим. 3:16). По­это­му с про­яс­не­ни­ем по­ни­ма­ния ино­гда бы­ло не­об­хо­ди­мо ис­прав­лять взгля­ды (Прит. 4:18)» — 15 фев­ра­ля 1981 го­да, с. 19.

Смысл этих ут­вер­жде­ний в том, что ес­ли кто-ни­будь не го­во­рит пря­мо «вот вам пря­мое от­кро­ве­ние от Ие­го­вы» и не на­зы­ва­ет се­бя «не­по­гре­ши­мым», «вдох­нов­лен­ным Бо­гом» и «без­оши­боч­ным», то лю­бые сло­ва, про­из­но­си­мые та­ким че­ло­ве­ком, — это про­сто его без­обид­ное мне­ние. Биб­лия, од­на­ко, не со­дер­жит та­ко­го уп­ро­щен­но­го под­хо­да в от­но­ше­нии то­го, как оп­ре­де­лить, по­че­му не­пра­виль­но са­мо­на­де­ян­но го­во­рить во имя Бо­га и пред­ска­зы­вать не­сбы­ваю­щие­ся впо­след­ст­вии со­бы­тия. В Из­раи­ле не все лож­ные про­ро­ки не­пре­мен­но го­во­ри­ли ка­кие-то кон­крет­ные фра­зы вро­де «у ме­ня не­по­сред­ст­вен­ное от­кро­ве­ние от Бо­га», и они так­же не на­зы­ва­ли се­бя «вдох­нов­лен­ны­ми Бо­гом» или «не­по­гре­ши­мы­ми» и «без­оши­боч­ны­ми». Од­на­ко, они да­ва­ли по­нять, что тем не ме­нее их сло­ва ис­хо­дят от Ие­го­вы. Как при­зна­ет­ся в пуб­ли­ка­ции Об­ще­ст­ва «го­во­рить во имя Бо­га» оз­на­ча­ет дей­ст­во­вать в ка­че­ст­ве пред­ста­ви­те­ля Бо­га (По­ни­ма­ние Пи­са­ния, Том II, стр. 486). Рас­сел на­зы­вал се­бя «Божь­им пред­ста­ви­те­лем», он пред­став­лял свои хро­но­ло­ги­че­ские пред­ска­за­ния как ре­зуль­тат ру­ко­во­дства Бо­га сво­им на­ро­дом. И имя Бо­га, и ци­та­ты из Его Сло­ва без­ус­лов­но при­сут­ст­во­ва­ли в его пред­по­ло­же­ни­ях.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ци­та­ты из «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1883 и 1886 год, при­ве­ден­ные вы­ше в ци­ти­руе­мой сно­ске из жур­на­ла «Про­бу­ди­тесь!» с це­лью по­ка­зать, буд­то ав­то­ры «Сто­ро­же­вой баш­ни» не про­ро­че­ст­во­ва­ли во имя Ие­го­вы, не бы­ли дог­ма­тич­ны­ми или са­мо­уве­рен­ны­ми, и срав­ни­те их с мно­го­чис­лен­ны­ми вы­ска­зы­ва­ния­ми, раз за ра­зом по­яв­ляв­ши­ми­ся в пуб­ли­ка­ци­ях до 1914 го­да, вы­ска­зы­ва­ния­ми, ко­то­ры­ми ут­вер­жда­лось, что хро­но­ло­ги­че­ские вы­чис­ле­ния «Сто­ро­же­вой баш­ни» — это «Бо­жьи сро­ки, а не на­ши», что «ста­ло со­вер­шен­но оче­вид­ным, что в 1878 го­ду на­ста­ло вре­мя, ко­гда цар­ский суд дол­жен на­чать­ся с до­ма Бо­жия», что этот год (1878) «яв­ст­вен­но от­ме­ча­ет вре­мя, ко­гда наш ду­хов­ный, не­ви­ди­мо при­сут­ст­вую­щий Гос­подь на са­мом де­ле при­нял свою власть Ца­ря ца­рей». Или с час­ты­ми вы­ска­зы­ва­ния­ми, что сви­де­тель­ст­ва из Биб­лии «до­ка­жут», что 1914 год «бу­дет край­ним пре­де­лом прав­ле­ния не­со­вер­шен­ных лю­дей», и что это «твер­до ос­но­ван­ный на Пи­са­нии факт», что «за не­ко­то­рое вре­мя до кон­ца в 1914 го­ду по­след­ний член» те­ла Хри­ста бу­дет «про­слав­лен вме­сте с Гла­вой», что «бу­дет до­ка­за­но», что «до на­сту­п­ле­ния этой да­ты Бо­жье Цар­ст­во, ор­га­ни­зо­ван­ное во вла­сти», ра­зо­бьет, со­кру­шит и «пол­но­стью по­гло­тит власть этих [язы­че­ских] ца­рей», раз­ру­шит «„все су­ще­ст­вую­щие вла­сти“, гра­ж­дан­ские и цер­ков­ные». Или с ут­вер­жде­ни­ем, что «в те­че­ние бли­жай­ших 26 лет [с 1889] все су­ще­ст­вую­щие пра­ви­тель­ст­ва бу­дут сверг­ну­ты и рас­па­дут­ся», что «мы счи­та­ем ус­та­нов­лен­ной ис­ти­ной то, что окон­ча­тель­ный ко­нец царств это­го ми­ра и пол­ное ус­та­нов­ле­ние Цар­ст­ва Божь­е­го со­вер­шит­ся к кон­цу 1914 го­да н. э.», и что да­та за­вер­ше­ния ве­ли­кой за­клю­чи­тель­ной бит­вы «оп­ре­де­лен­но ука­за­на в Пи­са­нии как ок­тябрь 1914 го­да. Брань уже идет; она на­ча­лась в ок­тяб­ре 1874 го­да». Все эти сло­ва до­ку­мен­таль­но под­твер­жде­ны на пре­ды­ду­щих стра­ни­цах в этой гла­ве.

Сле­дуя то­му же ме­то­ду скры­ва­ния фак­тов за ды­мо­вой за­ве­сой из слов, в но­вой кни­ге по ис­то­рии (на стра­ни­це 635) в от­но­ше­нии не­сбыв­ших­ся ожи­да­ний то­го, что в 1914 го­ду Цер­ковь бу­дет про­слав­ле­на на не­бе, при­во­дят­ся сло­ва из «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1916 год: «Мы про­сто сде­ла­ли та­кой вы­вод, и, оче­вид­но, ошиб­лись». В све­те про­ци­ти­ро­ван­ных вы­ше пря­мых вы­ска­зы­ва­ний, где так час­то по­вто­ря­ют­ся сло­ва «до­ка­за­тель­ст­во», «до­ка­за­но», «твер­до ос­но­ван­ный», «ус­та­нов­лен­ная ис­ти­на», «оп­ре­де­лен­но ука­за­на», сло­ва, при­во­ди­мые в но­вой кни­ге, мож­но счи­тать толь­ко жур­на­ли­ст­ской и ин­тел­лек­ту­аль­ной не­че­ст­но­стью.

Час­то в ар­гу­мен­та­ции, при­во­ди­мой в из­да­ни­ях Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни, при­вле­ка­ют­ся не от­но­ся­щие­ся к об­су­ж­де­нию фак­ты с це­лью от­влечь вни­ма­ние от су­ти во­про­са. На­при­мер, при об­су­ж­де­нии не­сбыв­ших­ся пред­ска­за­ний при­во­дят­ся сло­ва о том, что мно­гие бы­ли го­то­вы ос­та­вать­ся в ор­га­ни­за­ции и под­дер­жи­вать ее, не­смот­ря на то, что она «кор­ми­ла» их лож­ны­ми на­де­ж­да­ми, а те, кто пе­ре­стал под­дер­жи­вать Об­ще­ст­во, опи­сы­ва­ют­ся как «ду­хов­но сла­бые», «ус­тав­шие от слу­же­ния Бо­гу», или что ими дви­га­ли эгои­сти­че­ские по­бу­ж­де­ния.

Это толь­ко под­чер­ки­ва­ет, по­жа­луй, са­мый пе­чаль­ный фак­тор во всем во­про­се: оче­вид­ное без­раз­ли­чие к тем чи­та­те­лям «Сто­ро­же­вой баш­ни», на жиз­ни ко­то­рых опуб­ли­ко­ван­ные ста­тьи ока­за­ли силь­ное влия­ние, по­то­му что они рас­смат­ри­ва­ли все эти вес­ти как ис­хо­дя­щие от Бо­га, как пре­дос­тав­ляе­мую Бо­гом «пи­щу во­вре­мя». Их пря­мо при­зы­ва­ли к то­му, что­бы стро­ить свои на­де­ж­ды и ожи­да­ния на ос­но­ва­нии де­лае­мых в от­но­ше­нии кон­крет­ных дат пред­ска­за­ний, та­ким об­ра­зом в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни управ­ляя их жиз­ня­ми. Это при­ве­ло к ис­ка­жен­но­му и не­даль­но­вид­но­му от­но­ше­нию к жиз­ни и не­из­беж­но при­во­ди­ло к раз­оча­ро­ва­ни­ям, так как ил­лю­зия ра­но или позд­но стал­ки­ва­лась с ре­аль­но­стью.

При­ве­ден­ная фо­то­ко­пия сде­ла­на с еже­ме­сяч­но­го жур­на­ла «Ис­сле­до­ва­тель Биб­лии» [Bible Student Monthly], из­да­вае­мо­го во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Мож­но уви­деть, что при­во­ди­мое здесь пред­ска­за­ние, сде­лан­ное пред­ста­ви­те­лем Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни Рас­се­лом, бы­ло не про­сто его «мне­ни­ем», или «пред­по­ло­же­ни­ем», но что он «объ­я­вил» об этом, по­то­му что пред­ска­за­ние свя­за­но с «Божь­им пла­ном ве­ков».

В за­го­лов­ке го­во­рит­ся:

СМЯ­ТЕ­НИЕ НА­РО­ДОВ ПЕ­РЕД АР­МА­ГЕД­ДО­НОМ

Пас­тор Рас­сел объ­яв­ля­ет, что ны­неш­няя вой­на не при­ве­дет к по­бе­де ни од­ной из сто­рон, а по­том «Ар­ма­гед­дон»

Мо­лит­ва­ми не из­ме­нить Божь­е­го пла­на ве­ков.

СА­МО­ОП­РАВ­ДА­НИЕ И УСТ­РА­ШЕ­НИЕ

При мно­го­сло­вии не ми­но­вать гре­ха,

а сдер­жи­ваю­щий ус­та свои, — ра­зу­мен

(Прит­чи 10:19).

ЧАРЛЗ Тейз Рас­сел, на­звав­ший се­бя «гла­ша­та­ем Божь­им», умер в 1916 го­ду. Он ос­та­вил по­сле се­бя про­ро­че­ст­ва о сро­ках, ни од­но из ко­то­рых не при­нес­ло пред­ска­зан­ных ре­зуль­та­тов. По­сле его смер­ти ос­та­лись так­же ты­ся­чи сби­тых с тол­ку по­сле­до­ва­те­лей.

В пер­вом то­ме кни­ги «Свет» [Light I], из­дан­ном в 1930 го­ду, на с. 194 си­туа­ция опи­сы­ва­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом:

Весь на­род Гос­по­да с ра­до­ст­ным не­тер­пе­ни­ем ждал 1914 го­да. Ко­гда он на­стал и про­шел, по­сле­до­ва­ло мно­го раз­оча­ро­ва­ний, скор­би и пе­ча­ли, и на на­род Гос­по­да по­сы­па­лось мно­же­ст­во уп­ре­ков. Над ним осо­бен­но на­сме­ха­лись свя­щен­ни­ки и их со­юз­ни­ки, на не­го по­ка­зы­ва­ли с пре­зре­ни­ем, по­то­му что так мно­го го­во­ри­лось о 1914 го­де и о том, что долж­но бы­ло про­изой­ти, а эти «про­ро­че­ст­ва» не ис­пол­ни­лись.

Ко­гда про­шел 1914 и 1915 год, а ни од­но­го из пред­ска­зан­ных со­бы­тий: ни пол­но­го раз­ру­ше­ния всех царств и че­ло­ве­че­ских уч­ре­ж­де­ний, ни при­ня­тия Хри­стом пол­но­го прав­ле­ния над зем­лей, ни пе­ре­хо­да по­ма­зан­ни­ков к не­бес­ной жиз­ни, ни раз­ру­ше­ния «Ва­ви­ло­на Ве­ли­ко­го», ни об­ра­ще­ния Из­раи­ля в хри­сти­ан­ст­во — ни­че­го это­го не про­изош­ло, как пред­ска­зы­ва­лось, у по­сле­до­ва­те­лей Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни воз­ник­ли серь­ез­ные со­мне­ния. Вой­на дей­ст­ви­тель­но на­ча­лась, но она не при­ве­ла к пред­ска­зы­вае­мой все­мир­ной анар­хии.

В ок­тяб­ре 1916 го­да, не­за­дол­го до смер­ти, Рас­сел, в пре­ди­сло­вии к но­во­му из­да­нию кни­ги «Вре­мя близ­ко» по­ста­рал­ся при­умень­шить зна­чи­мость то­го, что его пред­ска­за­ния от­но­си­тель­но 1914 го­да ока­за­лись не­вер­ны­ми. Сле­дую­щая ци­та­та по­ка­зы­ва­ет, ка­кой путь он из­брал:

Ав­тор при­зна­ет, что в этой кни­ге он пред­став­ля­ет мысль, что свя­тые Гос­по­да мог­ли ожи­дать, что ока­жут­ся с ним в Его сла­ве при кон­це вре­мен языч­ни­ков. Это бы­ла ес­те­ст­вен­ная ошиб­ка, в ко­то­рую мы по­па­ли, но Гос­подь все из­ме­нил так, что это ока­за­лось бла­го­сло­ве­ни­ем для Его на­ро­да. Мысль о том, что Цер­ковь бу­дет со­б­ра­на в сла­ве до на­сту­п­ле­ния ок­тяб­ря 1914 го­да, без со­мне­ния, ока­за­ла очень сти­му­ли­рую­щее и ос­вя­щаю­щее влия­ние на ты­ся­чи лю­дей, ка­ж­дый из ко­то­рых мо­жет за это сла­вить Гос­по­да — да­же из-за ошиб­ки. Дей­ст­ви­тель­но, мно­гие мо­гут ска­зать о се­бе, что они бла­го­дар­ны Гос­по­ду, что осу­ще­ст­в­ле­ние на­дежд Церк­ви не бы­ло дос­тиг­ну­то, ко­гда мы его ожи­да­ли; и что у нас, как у на­ро­да Гос­по­да, есть даль­ней­шая воз­мож­ность со­вер­шен­ст­во­вать свя­тость и уча­ст­во­вать вме­сте с на­шим Гос­по­ди­ном в даль­ней­шем пред­став­ле­нии Его Вес­ти Его на­ро­ду.

Ес­ли мы во­вле­ка­ем Бо­га и Хри­ста в на­ши ошиб­ки, слов­но Бог «все из­ме­нил» в от­но­ше­нии на­ших пред­ска­за­ний, это мо­жет по­ка­зать­ся очень удоб­ным вы­хо­дом из не­лов­ко­го по­ло­же­ния, ко­гда мы спра­вед­ли­во долж­ны при­нять на се­бя от­вет­ст­вен­ность, ко­гда то, что мы на­зы­ва­ли «Божь­и­ми сро­ка­ми» ока­за­лись во­все не «Божь­и­ми сро­ка­ми», а про­дук­том не­пра­во­моч­ных че­ло­ве­че­ских рас­су­ж­де­ний. Ока­зы­ва­ет­ся, да­же от лож­ных пред­ска­за­ний бы­ла поль­за — они ока­за­ли «сти­му­ли­рую­щее и ос­вя­щаю­щее влия­ние», так что и за них ка­ж­дый «мо­жет сла­вить Гос­по­да — да­же из-за ошиб­ки». Мож­но вспом­нить вы­ска­зы­ва­ние ис­тин­но­го про­ро­ка, ко­гда он вер­но пе­ре­да­ет сло­ва Бо­га:

Го­ре тем, ко­то­рые зло на­зы­ва­ют доб­ром, и доб­ро — злом, тьму по­чи­та­ют све­том, и свет — тьмою, горь­кое по­чи­та­ют слад­ким, и слад­кое — горь­ким1!

По­ка Рас­сел еще был жив и в те­че­ние не­сколь­ких лет по­сле его смер­ти, его по­сле­до­ва­те­ли со­хра­ня­ли на­де­ж­ду. По­сле окон­ча­ния вой­ны си­туа­ция в ми­ре на­ча­ла нор­ма­ли­зо­вать­ся, и с ка­ж­дым го­дом воз­ни­ка­ло все боль­ше во­про­сов по по­во­ду пред­ла­гае­мой хро­но­ло­гии.

Та­кое по­ло­же­ние дел унас­ле­до­вал су­дья Ру­тер­форд (он был из­бран пре­зи­ден­том Об­ще­ст­ва в ян­ва­ре 1917 го­да, на еже­год­ной встре­че кор­по­ра­ции). Пе­ред ним сто­ял вы­бор: ис­пра­вить по­ло­же­ние, ис­крен­не при­знав ошиб­ку, или по­пы­тать­ся оп­рав­дать пред­ска­за­ния сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка. Он из­брал путь оп­рав­да­ния.

Дей­ст­вуя бы­ст­ро для то­го, что­бы ожи­вить сла­бею­щее до­ве­рие час­ти чи­та­те­лей «Сто­ро­же­вой баш­ни», Ру­тер­форд че­рез год по­сле смер­ти Рас­се­ла ор­га­ни­зо­вал из­да­ние кни­ги «За­вер­шен­ная тай­на», вы­шед­шей в свет в 1917 го­ду.

В кни­ге бы­ли сде­ла­ны по­пыт­ки пе­ре­дви­нуть не­ко­то­рые из ожи­дав­ших­ся со­бы­тий с 1914-го на 1918 год при по­мо­щи па­рал­ле­ли с раз­гро­мом ев­рей­ско­го вос­ста­ния рим­ля­на­ми. Рим­ля­не раз­ру­ши­ли Ие­ру­са­лим в 70 го­ду н. э., но борь­ба за­вер­ши­лась толь­ко спус­тя 3,5 го­да в 73 го­ду н. д. Итак, к осе­ни 1914 го­да был до­бав­лен тот же срок, и «За­вер­шен­ная тай­на» ука­зы­ва­ла те­перь на вес­ну 1918 го­да как на но­вую да­ту ве­ли­чай­ше­го зна­че­ния.

В при­во­ди­мом ни­же от­рыв­ке из кни­ги под­черк­ну­ты фра­зы, по­ка­зы­ваю­щие, что пред­ска­зы­ва­лось на этот раз. Чи­тая, об­ра­ти­те вни­ма­ние на ма­не­ру из­ло­же­ния и спро­си­те се­бя, дей­ст­ви­тель­но ли бы че­ло­век «вы­чи­ты­вал из кни­ги то, че­го там на са­мом де­ле не бы­ло», ес­ли бы за­клю­чил, что в тек­сте со­дер­жат­ся пря­мые пред­ска­за­ния и ста­вит­ся соз­на­тель­ная цель про­бу­дить ожи­да­ния, ко­то­рые так и не ис­пол­ни­лись.

«За­вер­шен­ная тай­на», стр. 62

Све­де­ния, пре­дос­тав­лен­ные в ком­мен­та­рии на Откр. 2:1 до­ка­зы­ва­ют, что за­вое­ва­ние Иу­деи не за­вер­ши­лось до дня Пас­хи 73 г. н. э., и, в све­те вы­ше­ука­зан­ных тек­стов Пи­са­ния, до­ка­зы­ва­ют, что вес­на 1918 го­да при­не­сет хри­сти­ан­ско­му ми­ру му­чи­тель­ные су­до­ро­ги, ко­то­рые бу­дут силь­нее тех, что он ис­пы­тал осе­нью 1914 го­да. Изу­чи­те еще раз таб­ли­цу со­от­вет­ст­вий в «Ис­сле­до­ва­нии пи­са­ний», том 2, с. 246 и 247; за­ме­ни­те 37 на 40, 70 на 73 и 1914 на 1918, и мы ве­рим, что эта таб­ли­ца вер­на, и бу­дет ис­пол­не­на «с си­лою мно­гою и сла­вою» (Мар­ка 13:26). До за­вер­ше­ния ок­тяб­ря 1915 го­да бы­ло аб­со­лют­но не­воз­мож­но пред­ви­деть, хо­тел ли наш Гос­подь, что­бы 70-й или 73-й год слу­жил нам ру­ко­во­дством для оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни, ко­гда Иу­дей­ская го­су­дар­ст­вен­ность при­шла к кон­цу. Бо­лее то­го, мы ви­де­ли обе­щан­ные зна­ме­ния, «на зем­ле уны­ние на­ро­дов и не­до­уме­ние; и мо­ре вос­шу­мит и воз­му­тит­ся; лю­ди из­ды­ха­ли от стра­ха и ожи­да­ния бед­ст­вий, гря­ду­щих на все­лен­ную», и у нас есть об этом сло­ва Гос­по­да, что «Цар­ст­во Бо­жие близ­ко, при две­рях», что «при­бли­жа­ет­ся из­бав­ле­ние» на­ше. Воз­мож­но, что 1980 год оз­на­ме­ну­ет по­втор­ный сбор все­го Из­раи­ля по пло­ти из их пле­на в смер­ти. Это бы­ло бы ров­но че­рез 70 лет с то­го вре­ме­ни, ко­гда Пас­тор Рас­сел в 1910 го­ду дал свое ве­ли­кое сви­де­тель­ст­во Ев­рей­ско­му на­ро­ду в Нью-йорк­ском за­ле. См. с. 551 (1).

Но ес­ли вре­мя ожи­дае­мых мук Сио­на (Ис. 66:8) долж­но при­дти вес­ной 1918 го­да, а нам ос­тал­ся все­го «один день» (один год) до со­бы­тия, о ко­то­ром упо­ми­на­ет Про­рок, что мы долж­ны тем вре­ме­нем ожи­дать от­но­си­тель­но то­го, что про­изой­дет с «ма­лым ста­дом»? Сим­во­ли­че­ские му­ки в вы­ше­упо­мя­ну­том про­ро­че­ст­ве ука­зы­ва­ют на ве­ли­кое Вре­мя Бед­ст­вий — му­ки, ко­то­рые долж­ны при­дти на но­ми­наль­ную Еван­гель­скую цер­ковь, Ве­ли­кий «Ва­ви­лон», из ко­то­ро­го не­ко­то­рые ока­жут­ся дос­той­ны­ми спа­се­ния.

Та­ким об­ра­зом, 1918 год дол­жен был оз­на­ме­но­вать­ся «му­чи­тель­ны­ми су­до­ро­га­ми» в хри­сти­ан­ском ми­ре, силь­нее, чем в 1914 го­ду, ко­гда на­ча­лась Пер­вая Ми­ро­вая вой­на. В дей­ст­ви­тель­но­сти же, в 1918 го­ду вой­на за­вер­ши­лась пе­ре­ми­ри­ем.

В кни­ге так­же пред­ска­зы­ва­лось, что ос­та­ток «по­ма­зан­ни­ков», «по­след­ние из клас­са Илии» в том го­ду бу­дут воз­не­се­ны на не­бо, как го­во­ри­лось на стра­ни­це 64:

Че­рез 40 дней по­сле сво­его вос­кре­се­ния Хри­стос воз­нес­ся на не­бо. Это под­твер­жда­ет на­де­ж­ду про­слав­ле­ния Церк­ви че­рез 40 лет (день за год) по­сле про­бу­ж­де­ния спя­щих свя­тых вес­ной 1878 го­да. Семь дней пе­ред по­то­пом мо­гут пред­став­лять семь лет, с 1914 по 1921 год. В се­ре­ди­не этой «го­до­вой не­де­ли» по­след­ние чле­ны Мес­сии пе­рей­дут за за­ве­су. Класс Ве­ли­ко­го Мно­же­ст­ва бу­дет от­ре­зан при ее кон­це — тот факт, что, как мы ви­дим, пер­вая по­ло­ви­на не­де­ли так яв­но от­ме­че­на при­во­дит нас к ожи­да­нию то­го, класс Ве­ли­ко­го Мно­же­ст­ва бу­дет сви­де­тель­ст­во­вать еще три с по­ло­ви­ной го­да; ибо по­хо­же, что с са­мо­го на­ча­ла тво­ре­ния до сих пор Не­бес­ный Отец осу­ще­ст­в­ля­ет Свою ра­бо­ту имен­но так, по не­де­лям и по­ло­ви­нам не­де­ли. За­вет с Ав­раа­мом (в 2045 го­ду до н. э.) про­изо­шел в по­ло­ви­не сро­ка (2081 год в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду па­де­ни­ем Ада­ма (в 4127 го­ду до н. э.) и об­ра­ще­ни­ем Кор­ни­лия (в 36 го­ду н. э.). По­след­нее со­блю­де­ние Из­раи­лем сим­во­ли­че­ско­го юби­лея (в 626 го­ду до н. э.) про­изош­ло в по­ло­ви­не сро­ка (2500 лет в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду кон­цом Дня Ада­ма (в 3127 го­ду до н. э.) и на­ча­лом Вре­ме­ни Вос­ста­нов­ле­ния (в 1874 н. э.). Пле­не­ние (в 606 го­ду до н. э.) от­ме­ча­ет на­ча­ло Вре­мен Языч­ни­ков, про­изош­ло в по­ло­ви­не сро­ка (2520 лет в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду кон­цом Ты­ся­че­лет­не­го Дня Ада­ма (в 3127 го­ду до н. э.) и кон­цом Вре­мен Языч­ни­ков в 1914 го­ду. Пле­не­ние (в 606 го­ду до н. э.) от­ме­ча­ет по­ло­ви­ну сро­ка (3520 лет в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду па­де­ни­ем че­ло­ве­ка (в 4127 го­ду до н. э.) и его пол­ным вос­ста­нов­ле­ни­ем в бла­го­во­ле­нии Бо­га в 2914 г. н. э. Смерть Хри­ста (в 33 го­ду н. э.) бы­ла в по­ло­ви­не сро­ка (1845 лет в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду смер­тью Иа­ко­ва (в 1813 го­ду до н. э.) и во­зоб­нов­ле­ни­ем бла­го­во­ле­ния к Из­раи­лю (1878 г. н. э.). Смерть Хри­ста (в 33 го­ду н. э.) бы­ла в по­ло­ви­не сро­ка (3,5 го­да в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду Его кре­ще­ни­ем (в 29 го­ду н. э.) и об­ра­ще­ни­ем Кор­ни­лия в 36 г. н. э.

Про­бу­ж­де­ние спя­щих свя­тых в 1878 г. н. э. про­изош­ло в по­ло­ви­не (3,5 го­да в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду на­ча­лом Вре­мен Вос­ста­нов­ле­ния в 1874 го­ду и за­вер­ше­ни­ем Выс­ше­го Зва­ния в 1881-м. На­ше пред­ло­же­ние со­сто­ит в том, что про­слав­ле­ние Ма­ло­го Ста­да вес­ной 1918 г про­изой­дет в по­ло­ви­не (3,5 го­да в оба на­прав­ле­ния) ме­ж­ду за­вер­ше­ни­ем Вре­мен Языч­ни­ков и за­кры­ти­ем Не­бес­но­го Пу­ти в 1921 г.

Это пред­ска­за­ние не сбы­лось, как и пред­ска­за­ние в от­но­ше­нии 1881 го­да. По­жа­луй, са­мые силь­ные сло­ва бы­ли ис­поль­зо­ва­ны при пред­ска­за­нии ужас­но­го раз­ру­ше­ния, ко­то­рое долж­но бы­ло при­дти на церк­ви хри­сти­ан­ско­го ми­ра и их чле­нов в 1918 го­ду, ко­гда ут­вер­жда­лось, что их тру­пы бу­дут раз­бро­са­ны и не­по­хо­ро­не­ны. На стра­ни­цах 484 и 485 мы на­хо­дим не­сколь­ко при­ме­ров это­го про­ро­че­ст­ва:

ЦЕРК­ВЕЙ НЕ БУ­ДЕТ

24:20, 21. И ска­зал я им: ко мне бы­ло сло­во Гос­под­не: ска­жи до­му Из­раи­ле­ву: так го­во­рит Гос­подь Бог: вот, Я от­дам на по­ру­га­ние свя­ти­ли­ще Мое, опо­ру си­лы ва­шей, уте­ху очей ва­ших и от­ра­ду ду­ши ва­шей, а сы­но­вья ва­ши и до­че­ри ва­ши, ко­то­рых вы ос­та­ви­ли, па­дут от ме­ча. — Бог со­об­ща­ет при­чи­ну. Это бы­ла кар­ти­на или про­об­раз то­го, что слу­чит­ся с хри­сти­ан­ским ми­ром. До 1878 го­да но­ми­наль­ная Цер­ковь в не­ко­то­ром смыс­ле бы­ла Божь­им свя­ти­ли­щем или Хра­мом; но с то­го вре­ме­ни он дол­жен был от­верг­нуть ее, с куль­ми­на­ци­ей в 1918 го­ду, при по­мо­щи уда­ра или яз­вы оши­боч­ных уче­ний и Бо­гом по­зво­лен­ных дей­ст­вий. Цер­ковь бы­ла си­лой хри­сти­ан­ско­го ми­ра, во­круг нее со­сре­до­та­чи­ва­лась его жизнь, и во­круг нее строи­лись его уч­ре­ж­де­ния. Она бы­ла по­хо­тью очей для лю­дей, ее лю­би­ли все хри­стиа­не. Тем не ме­нее, Бог со­би­рал­ся явить ос­к­вер­не­ние, ко­то­рое про­из­ве­ли цер­ков­ни­ки в хри­сти­ан­ской Церк­ви, и сде­лать так, что цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции ста­ли для Не­го мерт­ве­цом, чем-то не­чис­тым, к че­му нель­зя при­ка­сать­ся или что нель­зя оп­ла­ки­вать. И «де­ти церк­ви» по­гиб­нут от ме­ча вой­ны, ре­во­лю­ции и анар­хии, и Меч Ду­ха за­ста­вит их уви­деть, что они по­те­ря­ли свою на­де­ж­ду жить в ду­хов­ной сфе­ре — что «дверь за­кры­та».

24:22. И вы бу­де­те де­лать то же, что де­лал я; бо­ро­ды не бу­де­те за­кры­вать, и хле­ба от чу­жих не бу­де­те есть; — На­столь­ко по­все­ме­ст­ны­ми и ужас­ны­ми бу­дут бед­ст­вия, что мерт­вые бу­дут бу­к­валь­но ле­жать не­по­гре­бен­ные и не­оп­ла­кан­ные. Ко­гда жи­вые стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­ма­ми, ко­то­рые ху­же, чем смерть, они не мо­гут оп­ла­ки­вать мерт­вых.

_______________

ПАС­ТОР РАС­СЕЛЛ УМЕР — НО ВНОВЬ ГО­ВО­РИТ

24:25, 26. А что до те­бя, сын че­ло­ве­че­ский, то в тот день, ко­гда Я возь­му у них ук­ра­ше­ние сла­вы их, уте­ху очей их и от­ра­ду ду­ши их, сы­но­вей их и до­че­рей их, — в тот день при­дет к те­бе спас­ший­ся от­ту­да, что­бы по­дать весть в уши твои. — Так­же в 1918 го­ду, ко­гда Бог ра­зом унич­то­жит все церк­ви и мил­лио­ны их чле­нов, про­изой­дет то, что все, кто из­бе­жит унич­то­же­ния, при­дут к ра­бо­там пас­то­ра Рас­се­ла, что­бы по­знать, что оз­на­ча­ет па­де­ние «хри­сти­ан­ст­ва».

24:27 В тот день при этом спас­шем­ся от­кро­ют­ся ус­та твои, и ты бу­дешь го­во­рить, и не ос­та­нешь­ся уже без­молв­ным, и бу­дешь зна­ме­ни­ем для них, и уз­на­ют, что Я Гос­подь. — Го­лос Пас­то­ра Рас­се­ла ус­по­ко­ил­ся в смер­ти; и его го­лос, срав­ни­тель­но го­во­ря, без­мол­вен в от­но­ше­нии то­го, ка­ким он бу­дет. Он нач­нет го­во­рить во вре­мя ре­во­лю­ции и анар­хии, и боль­ше не бу­дет без­молв­ным к тем лю­дям, кто из­бе­жит унич­то­же­ния в тот день. Пас­тор Рас­сел бу­дет им «зна­ме­ни­ем», рас­ска­жет им ис­ти­ну о Божь­ем пред­на­зна­че­нии бед­ст­вий, ко­гда они, рас­се­ян­ные по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру, чис­лом в 10 мил­лио­нов, про­чи­та­ют его кни­ги. Его сло­ва бу­дут зна­ком на­де­ж­ды для них, по­зво­лят им с оп­ти­миз­мом смот­реть в бу­ду­щее и с не­тер­пе­ни­ем ждать ус­та­нов­ле­ния ве­ли­ко­го Цар­ст­ва Бо­га. То­гда «они по­зна­ют Гос­по­да».

Не толь­ко церк­ви хри­сти­ан­ско­го ми­ра, но и пра­ви­тель­ст­ва не­ожи­дан­но по­стиг­нет ка­та­ст­ро­фа и от­вер­же­ние:

Стр. 513 Хри­сти­ан­ский мир не вы­жи­веет

31:14. Это для то­го, что­бы ни­ка­кие де­ре­ва при во­дах не ве­ли­ча­лись вы­со­ким рос­том сво­им и не под­ни­ма­ли вер­ши­ны сво­ей из сре­ды тол­стых сучь­ев, и что­бы не при­ле­п­ля­лись к ним из-за вы­со­ты их де­ре­ва, пью­щие во­ду; ибо все они бу­дут пре­да­ны смер­ти, в пре­ис­под­нюю стра­ну вме­сте с сы­на­ми че­ло­ве­че­ски­ми, от­шед­ши­ми в мо­ги­лу. — Ни­ка­кая из че­ло­ве­че­ских сис­тем не мо­жет сле­до­вать при­ме­ру гор­до­сти церк­вей: ибо все они, как сис­те­мы, пре­да­ны смер­ти, в од­но из са­мых низ­ких мест бес­чес­тия в об­ще­ст­ве.

31:15 Так го­во­рит Гос­подь Бог: в тот день, ко­гда он со­шел в мо­ги­лу, Я сде­лал се­то­ва­ние о нем, за­тво­рил ра­ди не­го безд­ну и ос­та­но­вил ре­ки ее, и за­дер­жал боль­шие во­ды и ом­ра­чил по нем Ли­ван, и все де­ре­ва по­ле­вые бы­ли в уны­нии по нем. В 1918 го­ду, ко­гда хри­сти­ан­ский мир как сис­те­ма па­дет в от­вер­же­ние (Ше­ол), ку­да за ним пой­дут и рес­пуб­ли­ки с их ре­во­лю­ция­ми, Бог сде­ла­ет се­то­ва­ние. Он на ко­рот­кий пе­ри­од сдер­жит и от­ло­жит уг­ро­жаю­щие вол­ны анар­хии. Он сде­ла­ет так, что на­ро­ды бу­дут се­то­вать, пла­кать по хри­сти­ан­ско­му ми­ру, и все че­ло­ве­че­ские сис­те­мы (де­ре­ва) ми­ра (по­ле­вые) бу­дут в уны­нии по нем. — E392, 372.

31:16 Шу­мом па­де­ния его Я при­вел в тре­пет на­ро­ды, ко­гда низ­вел его в пре­ис­под­нюю, к от­шед­шим в мо­ги­лу, и об­ра­до­ва­лись в пре­ис­под­ней стра­не все де­ре­ва Еде­ма, от­лич­ные и наи­луч­шие Ли­ван­ские, все, пью­щие во­ду; — Бог за­ста­вит на­ро­ды тре­пе­тать и тря­стись в ог­ром­ных ре­во­лю­ци­ях, ко­гда он сбро­сит мир­ской хри­сти­ан­ский мир, как ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му, в от­вер­же­ние (как он сде­лал с Ев­рея­ми в прит­че о Бо­га­че).

31:17 ибо и они с ним ото­шли в пре­ис­под­нюю (Ше­ол), к по­ра­жен­ным ме­чом, и со­юз­ни­ки его, жив­шие под те­нью его, сре­ди на­ро­дов. — Но они вме­сте с хри­сти­ан­ским ми­ром так­же пой­дут в от­вер­же­ние (Ше­ол)(E392, 372), как и те, на ко­то­рых он опи­рал­ся, кто жил под его за­щи­той сре­ди на­ро­дов.

Все это пред­ска­зы­ва­лось на 1918 год, но ни­че­го из это­го не ис­пол­ни­лось. Но в кни­ге так­же пред­ска­зы­ва­лись гран­ди­оз­ные со­бы­тия на 1920 год. Ги­гант­ские ре­во­лю­ции, ко­то­рые долж­ны бы­ли на­чать­ся в 1918 го­ду, дос­тиг­нут в этом го­ду куль­ми­на­ции, и в ре­зуль­та­те вся­кое упо­ря­до­чен­ное пра­ви­тель­ст­во ис­чез­нет:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: