В последние годы предметом пристального внимания общественности, государственных органов, профессиональных сообществ и средств массовой информации становятся проблемы безопасности, доступности и качества детской продукции. Состояние инфраструктуры современного детства и ее неотъемлемой части – отрасли детских товаров и детской игровой продукции является одним из основополагающих условий обеспечения достойного уровня жизни российских детей. Доступность, безопасность и качество детских товаров напрямую отражаются на благополучии и здоровье детей, создании благоприятной и комфортной предметно-окружающей среды, которая становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития юного человека. Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства и, наконец, во что играют наши дети: это, прежде всего, обеспечение безопасности, полноценной жизни детей, формирование общей культуры и менталитета.
|
|
На социально-экономическое положение российских семей с детьми большое влияние имеет структура расходов на детское питание, одежду и обувь, предметно-развивающую среду. «Детская» промышленность напрямую решает эти задачи.
Особое значение имеет производство продукции для социализации детей в российском культурном пространстве, формирования менталитета и нравственных ценностей, культурной и языковой самоидентификации, национального иммунитета, любви к нашей Родине – одна из важнейших задач государственной политики в области детства.
Формирование социальной инфраструктуры для детей, создание благоприятной предметно-развивающей среды, разработка новых национальных образов, воплощенных в детской игрушке и современной игровой культуре, а также поддержка отечественной индустрии детских товаров должны стать одним из приоритетных направлений инвестиционной политики государства. Государственно-общественные институты и органы образования декларируют идею приоритетности детства, однако на практике процесс модернизации отрасли серьёзно отстаёт от необходимых параметров обновления содержания инфраструктуры детства.
Необходимо создание инновационного механизма оснащения российской системы образования и воспитания детей и молодежи с учетом социокультурных особенностей воспитательного пространства страны, ориентированного на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности, культуры, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни, различных компетентностей молодых россиян.
|
|
Очевидно, что для формирования инфраструктуры современного детства, детской игровой культуры и вывода промышленно-производственного комплекса ДетПрома на качественно новый уровень развития необходима государственная стратегия, обеспечивающая системность и многоаспектность преобразований в этой сфере. Государство не только вправе, но и обязано формировать государственно-промышленную политику в отношении товаров для детей и детской игровой продукции. Без интенсивного развития промышленного комплекса в этом секторе экономики трудно рассчитывать на ведущие позиции в мире и обеспечивать интеллектуальное лидерство России в XXI веке.
Позитивное социально-экономическое развитие России и активная государственная политика в интересах семьи и детей находят прямое отражение на развитии рынка детских товаров, объем которого оценивается экспертами в 16,5 млрд. долларов, потенциальная емкость оценивается на уровне 20-22 млрд. долларов, а ежегодные темпы роста составляют от 14 до 20%.
Однако профессиональное сообщество выражает серьезную обеспокоенность тем, что позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей от 0 до 3-х лет, практически утрачены. Наиболее подверженным влиянию импорта остается сегмент рынка детских игрушек. На долю отечественных производителей приходится всего 10-12%.
В условиях становления Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, вступления Российской Федерации в ВТО определяют насущную необходимость консолидации усилий и координации стратегий развития федеральных и региональных органов государственной власти, предпринимательского сообщества, отраслевых профессиональных союзов и общественных объединений по поддержке и развитию отечественной промышленности в сфере материнства и детства. Без целенаправленной государственной политики отрасль рискует безвозвратно утратить конкурентоспособность, ее воссоздание в будущем придется осуществлять с многократными перерасходом ресурсов и серьезными социальными рисками.
Индустрия детских товаров и детской игровой продукции - это многопрофильный и социально значимый сектор российской экономики. Наращивание объемов производства качественных детских товаров не только представляет ценность для экономики, но и общества в целом.
Переход индустрии детских товаров и детской игровой продукции на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, наращивание объемов качественной продукции нового поколения должны способствовать получению синергетического эффекта: от масштабного производства экономически выгодных и экологически безопасных для здоровья детей товаров, импортозамещения, повышения экспортного потенциала страны, до обеспечения нового качества жизни детей.
Мощная индустрия детских товаров – это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.
Возрождение индустрии детских товаров и детской игровой продукции в России происходит крайне медленно, с большими экономическими, финансовыми и организационными трудностями.
Данная область экономической деятельности в последние десятилетия выпала из сферы государственного влияния. Решение вопросов ее развития не входит в компетенцию ни одного федерального министерства. Ситуация усугубляется и тем, что отсутствует координация деятельности федеральных исполнительных органов власти, в том числе в области формирования цивилизованного рынка детской продукции.
|
|
Не обеспечивается системное научно-методическое сопровождение индустрии детских товаров.
Одной из острейших проблем российского ДетПрома является воспроизводство инноваций от идеи до вывода их на рынок (в т.ч. в обеспечении системных мероприятий, провоцирующих инновационную деятельность), а также в неспособности абсолютного большинства российских производителей позиционировать себя, привлекать необходимые ресурсы и неумении использовать современные технологии продвижения своих предложений. Сказывается отсутствие инфраструктуры по разработке, внедрению и продвижению новых производств, а также новых моделей детских товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Предприятия не в состоянии самостоятельно в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производства и предложить на рынок перспективные разработки.
Необходима активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки индустрии детских товаров, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. При этом должны учитываться отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики.