Обобщенная оценка состояния проблемы

В последние годы предметом пристального внимания общественности, государственных органов, профессиональных сообществ и средств массовой информации становятся проблемы безопасности, доступности и качества детской продукции. Состояние инфраструктуры современного детства и ее неотъемлемой части – отрасли детских товаров и детской игровой продукции является одним из основополагающих условий обеспечения достойного уровня жизни российских детей. Доступность, безопасность и качество детских товаров напрямую отражаются на благополучии и здоровье детей, создании благоприятной и комфортной предметно-окружающей среды, которая становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития юного человека. Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства и, наконец, во что играют наши дети: это, прежде всего, обеспечение безопасности, полноценной жизни детей, формирование общей культуры и менталитета.

На социально-экономическое положение российских семей с детьми большое влияние имеет структура расходов на детское питание, одежду и обувь, предметно-развивающую среду. «Детская» промышленность напрямую решает эти задачи.

Особое значение имеет производство продукции для социализации детей в российском культурном пространстве, формирования менталитета и нравственных ценностей, культурной и языковой самоидентификации, национального иммунитета, любви к нашей Родине – одна из важнейших задач государственной политики в области детства.

Формирование социальной инфраструктуры для детей, создание благоприятной предметно-развивающей среды, разработка новых национальных образов, воплощенных в детской игрушке и современной игровой культуре, а также поддержка отечественной индустрии детских товаров должны стать одним из приоритетных направлений инвестиционной политики государства. Государственно-общественные институты и органы образования декларируют идею приоритетности детства, однако на практике процесс модернизации отрасли серьёзно отстаёт от необходимых параметров обновления содержания инфраструктуры детства.

Необходимо создание инновационного механизма оснащения российской системы образования и воспитания детей и молодежи с учетом социокультурных особенностей воспитательного пространства страны, ориентированного на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности, культуры, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни, различных компетентностей молодых россиян.

Очевидно, что для формирования инфраструктуры современного детства, детской игровой культуры и вывода промышленно-производственного комплекса ДетПрома на качественно новый уровень развития необходима государственная стратегия, обеспечивающая системность и многоаспектность преобразований в этой сфере. Государство не только вправе, но и обязано формировать государственно-промышленную политику в отношении товаров для детей и детской игровой продукции. Без интенсивного развития промышленного комплекса в этом секторе экономики трудно рассчитывать на ведущие позиции в мире и обеспечивать интеллектуальное лидерство России в XXI веке.

Позитивное социально-экономическое развитие России и активная государственная политика в интересах семьи и детей находят прямое отражение на развитии рынка детских товаров, объем которого оценивается экспертами в 16,5 млрд. долларов, потенциальная емкость оценивается на уровне 20-22 млрд. долларов, а ежегодные темпы роста составляют от 14 до 20%.

Однако профессиональное сообщество выражает серьезную обеспокоенность тем, что позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей от 0 до 3-х лет, практически утрачены. Наиболее подверженным влиянию импорта остается сегмент рынка детских игрушек. На долю отечественных производителей приходится всего 10-12%.

В условиях становления Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, вступления Российской Федерации в ВТО определяют насущную необходимость консолидации усилий и координации стратегий развития федеральных и региональных органов государственной власти, предпринимательского сообщества, отраслевых профессиональных союзов и общественных объединений по поддержке и развитию отечественной промышленности в сфере материнства и детства. Без целенаправленной государственной политики отрасль рискует безвозвратно утратить конкурентоспособность, ее воссоздание в будущем придется осуществлять с многократными перерасходом ресурсов и серьезными социальными рисками.

Индустрия детских товаров и детской игровой продукции - это многопрофильный и социально значимый сектор российской экономики. Наращивание объемов производства качественных детских товаров не только представляет ценность для экономики, но и общества в целом.

Переход индустрии детских товаров и детской игровой продукции на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, наращивание объемов качественной продукции нового поколения должны способствовать получению синергетического эффекта: от масштабного производства экономически выгодных и экологически безопасных для здоровья детей товаров, импортозамещения, повышения экспортного потенциала страны, до обеспечения нового качества жизни детей.

Мощная индустрия детских товаров – это один из реальных способов влияния на формирование благополучной, экологически здоровой и развивающей среды детства, удовлетворяющей общественные потребности в развитии социальной инфраструктуры для детей, обеспечении их полноценной жизни, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.

Возрождение индустрии детских товаров и детской игровой продукции в России происходит крайне медленно, с большими экономическими, финансовыми и организационными трудностями.

Данная область экономической деятельности в последние десятилетия выпала из сферы государственного влияния. Решение вопросов ее развития не входит в компетенцию ни одного федерального министерства. Ситуация усугубляется и тем, что отсутствует координация деятельности федеральных исполнительных органов власти, в том числе в области формирования цивилизованного рынка детской продукции.

Не обеспечивается системное научно-методическое сопровождение индустрии детских товаров.

Одной из острейших проблем российского ДетПрома является воспроизводство инноваций от идеи до вывода их на рынок (в т.ч. в обеспечении системных мероприятий, провоцирующих инновационную деятельность), а также в неспособности абсолютного большинства российских производителей позиционировать себя, привлекать необходимые ресурсы и неумении использовать современные технологии продвижения своих предложений. Сказывается отсутствие инфраструктуры по разработке, внедрению и продвижению новых производств, а также новых моделей детских товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Предприятия не в состоянии самостоятельно в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производства и предложить на рынок перспективные разработки.

Необходима активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки индустрии детских товаров, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. При этом должны учитываться отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: