Все вышеизложенное станет до конца ясным только в том случае, если принять во внимание факт, что "рационализм" Спинозы в действительности представляет собой формальный рационализм, выражающий видение на уровне интуиции и местами почти граничащий с мистикой. Как становится ясно из второй части "Этики ", суть спинозизма — чувствовать себя в Боге и видеть вещи в Боге.
В королларии (заключении) к теореме XI сказано: "Человеческая душа составляет часть бесконечного разума Бога: следовательно, когда мы говорим, что человеческая душа нечто воспринимает, то подразумеваем, что именно Бог обладает той или иной идеей, но не как бесконечный, а поскольку Он выражается природой человеческой души, т. е. потому, что Он составляет сущность человеческой души".
В теореме XXXIV сказано: "Всякая идея, которая в нас абсолютна, т. е. адекватна и совершенна, является истинной"; этому дается следующее доказательство: "Когда мы говорим, что у нас есть адекватная и совершенная идея, мы имеем в виду, что адекватная и совершенная идея дана в Боге, так как Он составляет сущность нашего
==248
Ума, следовательно, мы подразумеваем, что такая идея является истинной".
В схолии к теореме XLIII следует заключение: "Наша душа, поскольку она открыта истине, является частью бесконечного разума Бога; поэтому необходимо, чтобы ясные и отчетливые идеи души были настолько же истинными, насколько истинны идеи Бога".
В доказательстве сказано: "В идее столько сущности, сколько существования. Отдельные вещи не могут быть поняты без Бога; так как Бог представляет собой их причину, рассматриваемую в качестве атрибута, модусами которого являются сами вещи, их идеи неизбежно должны включать в себя понятие атрибута, т. е. понятие о вечной и бесконечной сущности Бога".
Если познание Бога является неизбежным допущением познания всех вещей, то очевидно, что Спиноза уверен в способности человека познать Бога точным образом. "Человеческая душа обладает адекватным знанием вечной и бесконечной сущности Бога " (теорема XLII).
Из этого знания мы можем вывести множество вещей, которые будем знать адекватно, в том числе и третий род познания.
В Боге сомневаются только те, кто дает имя Бога ложным представлениям о Нем. Если бы, наоборот, под Богом понимали то, что следует, исчезли бы любые трудности.