Государство как гарантия свободы

Спиноза был голландцем не по происхождению, а по политическому праву. Поскольку он больше не входил в еврейскую общину, где право могло обеспечить его безопасность, то что ему оставалось делать в политической жизни Государства? С другими людьми его связывала вера в разум. Ценой утраты стабильного положения в мире, вызванной отнюдь не его желанием, Спиноза нашел себя на поприще вечной истины, доступной человеку только потому, что он — человек. Его философия стала убежищем изгнанников, которые должны рассчитывать только на себя. Так приходит чувство ориентации к каждому, ищущему независимости. Он нашел внутреннее равновесие в философии, просветившей ум и указавшей путь. "Я не претендую, — говорил Спиноза, — на то, что нашел лучшую философию, но знаю, что познал истинную". Не имея прочного положения в обществе, он искал гарантий политической безопасности, предоставляемых правовым Государством и политическими отношениями гуманного типа, основной смысл которых — сохранение человеческой жизни.

Правовое Государство Спинозы основано на постулатах, очень близких естественному "праву" Гоббса, в том смысле, что каждому индивидууму предназначено природой существовать и действовать определенным образом. "Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу. Например, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них — к пожиранию более мелких; следовательно, в качестве высшего

==258

закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными".

Аналогично люди, подверженные страстям и междоусобицам, являются "естественными врагами".

Однако из-за сильного желания жить и по возможности находить защиту от бесконечных конфликтов люди заключают общественный договор (сознавая необходимость власти и законов, норм, "умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы"), поскольку без взаимопомощи они не смогут ни жить без трудностей, ни совершенствовать духовный мир.

Вместе с тем, Государство, которому передаются права по учреждению общественного договора, не может быть абсолютистским Государством, о котором говорит Гоббс. Некоторые права человека являются неотъемлемыми, ибо, отказываясь от них, человек перестает быть человеком. Цель Государства не деспотизм, а свобода.

"Если никто не может отказаться от свободы мыслей и суждений согласно собственным критериям и если, по неистребимому праву природы, каждый является хозяином собственных мыслей, то кажется естественным, что в политическом сообществе попытка вынудить людей с различными, часто противоположными мнениями выражать свои настроения так, как это предписано верховной властью, всегда приведет к драматическому исходу. С другой стороны, люди не умеют молчать: даже самые благоразумные и предусмотрительные не умеют держать рот на замке, а обычные люди — тем более. Доверять другим свои намерения, планы и собственное мнение даже тогда, когда было бы необходимо промолчать, — очень распространенная человеческая слабость. Значит, то правительство, которое захочет подавить свободу людей выражать собственные мысли, будет ущемлять права человека, в отличие от Государства, признающего эти свободы. <...> Конечная цель государственного устройства не повелевать людьми и не держать их в страхе, не оставлять их на произвол судьбы, а, скорее, освободить от страха, чтобы в пределах возможного человек сам мог поддерживать свое естественное право на жизнь и поступки без ущерба для себя и других. Итак, цель Государства — не превращать разумные существа в животных или автоматы. Наоборот, его задача состоит в создании условий для того, чтобы люди выполняли свои обязанности в безопасной обстановке, чтобы они свободно пользовались своим разумом, но, с другой стороны, чтобы перестали ссориться друг с другом, покончили с ненавистью, злостью, обманом. Одним словом, целью политического устройства должна быть свобода". Как "абсолютно" необходимое условие философ предлагает политическую и религиозную свободу (апория, отмеченная многими исследователями). Вырванному с корнями из той среды, к которой он принадлежал, и

==259

лишенному всяких связей Спинозе не оставалось ничего другого, справедливо заметил Ясперс, как создать теорию Государства, которое представляло бы всем свободу жить и мыслить. Парадоксальным образом, по Спинозе, абсолютно необходимым могло быть то Государство, которое гарантирует полную свободу.

В теореме LXVII из четвертой части "Этики " заключен шифр к пониманию его философии: "Свободный человек меньше всего думает о смерти, и его мудрость представляет собой размышления не о смерти, а о жизни".

Оно прямо противоположно определению философии, данному Платоном в "Федоне". Монтень нашел его образцовым.

К оглавлению

==260

00.htm - glava12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: