Й этап - неопозитивизм

Причины возникновения неопозитивизма: развитие естествознания, стремление понять трудности его роста. Гносеологические причины: относительность знаний процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.

Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм представляют: последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

ппредставители Львовско-Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.

Айдукевич; английский логик, математик, философ Бертран Рассел;основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.Витгенштейн;логик и методолог науки К. Поппер;течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Основной тезис:

обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:

  • Философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражениеобъективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.); Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику).

Отсюда!:

1) Предмет философии - система научных дефиниций;

2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна

дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии:

  • Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
  • логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а
  • затем свели философию к анализу «языка» науки;
  • а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».

Течения в неопозитивизме:

1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма. Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному. Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает постпозитивизм.

2) Семантический позитивизм.В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. междусловами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоленияпротиворечия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме отосновной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения. Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическуюсемантику и популярную или общую семантику.

3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного. Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" висследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного

использования.

4-й этап - постпозитивизм.

Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

Течения:

-критический рационализм К. Поппер.

-научный материализм П. Фейерабенда.

Черты постпозитивизма:

1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;

2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-научный подход, методологический подход, логический подход;

3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни;

4) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;

5) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).

6) Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.

Вывод. Заслуга позитивизма:

  • много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;
  • совершенствована математика и логика;
  • «подключение» философии к общим процессам развития точного знания
  • способствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.

Благодаря позитивистской традиции мы сегодня изучаем философию науки, которая является общенаучной методологией для частнонаучного, в том числе и социального и экономического знания.

Аргумент 4. В защиту иррационализма и антисциентизма.

Обратимся к экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появив­шихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широ­кое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хай­деггер (1889 -1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Ка­мю (1913 -1960), Г. Марсель (1889 - 1973).

Среди множества проб­лем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выде­лить наиболее актуальные:

  1. отчуждение человека в эпоху социально­го кризиса;
  2. существование человека и его сущность;
  3. бытие чело­века и бытие мира;
  4. человек как уникальное существо;
  5. бытие между жизнью и смертью и т.п.

1 проблема:

Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистен­ционалисты - это проблема отчуждения человека от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны, даже враждебны друг другу.

Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему приме­нительно к капиталистическому обществу XIX века. Философы-экзис­тенционалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия

обязана по­мочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуа­циях.Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечест­ва. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана много­тысячелетняя история человечества. Передфилософией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечест­во, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходи­мо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившимлюдей отчаянием.

2 проблема:

Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциа­листы - существование человека и его сущность. Человек делает самого себя, обретает свою сущность ужесу­ществуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.

Следствия из принципа существования человека:

  • нет заданной человеческой природы;
  • никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него
  • осуществить его превращение в человека;
  • каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.

Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.

3 проблема:

Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты – это проблема бытия мира и бытия человека. Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тог­да встает на путижизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека,начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, при­дает миру знание и смысл,взаимодействует с миром. Как к этим взглядам относится марксистская философия? Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличиеот экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не толькоспособен смотреть на мир через призму своего созна­ния, но и накапливает впроцессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды жеэкзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.

4 проблема:

Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет (1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться. И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость. Программа экзистенциальной философии: Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается какнечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будетжить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа экзистенциальной философии:

-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.

5 проблема:

Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами – проблема бытия между жизнью и смертью. Каждый человек переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её

исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно

задумывается о смерти.

1-я позиция: Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для

него этот смысл.

2-я позиция: Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить,

помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы для философии.

Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его выживание.

Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество, - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничнаямежду жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии - помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, - на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.

Течения в экзистенциализме:

Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow