Причины возникновения неопозитивизма: развитие естествознания, стремление понять трудности его роста. Гносеологические причины: относительность знаний процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют: последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
ппредставители Львовско-Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.
Айдукевич; английский логик, математик, философ Бертран Рассел;основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.Витгенштейн;логик и методолог науки К. Поппер;течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
|
|
Основной тезис:
обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:
- Философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражениеобъективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.); Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику).
Отсюда!:
1) Предмет философии - система научных дефиниций;
2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна
дать методы анализа системы научных фраз и терминов.
Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую проблематику науки из понимания предмета философии:
- Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
- логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а
- затем свели философию к анализу «языка» науки;
- а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
Течения в неопозитивизме:
1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма. Для него центральная задача философии - разработать принципы проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному. Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает постпозитивизм.
|
|
2) Семантический позитивизм.В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. междусловами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоленияпротиворечия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме отосновной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения. Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическуюсемантику и популярную или общую семантику.
3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного, а обыденного. Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" висследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного
использования.
4-й этап - постпозитивизм.
Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Течения:
-критический рационализм К. Поппер.
-научный материализм П. Фейерабенда.
Черты постпозитивизма:
1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;
2) Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко-научный подход, методологический подход, логический подход;
3) Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни;
4) Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;
5) Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).
6) Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.
Вывод. Заслуга позитивизма:
- много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;
- совершенствована математика и логика;
- «подключение» философии к общим процессам развития точного знания
- способствовало существенному обновлению тех её разделов. Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.
Благодаря позитивистской традиции мы сегодня изучаем философию науки, которая является общенаучной методологией для частнонаучного, в том числе и социального и экономического знания.
Аргумент 4. В защиту иррационализма и антисциентизма.
Обратимся к экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.
Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 -1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 -1960), Г. Марсель (1889 - 1973).
Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные:
- отчуждение человека в эпоху социального кризиса;
- существование человека и его сущность;
- бытие человека и бытие мира;
- человек как уникальное существо;
- бытие между жизнью и смертью и т.п.
1 проблема:
|
|
Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистенционалисты - это проблема отчуждения человека от общества. Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны, даже враждебны друг другу.
Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему применительно к капиталистическому обществу XIX века. Философы-экзистенционалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия
обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечества. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Передфилософией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечество, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившимлюдей отчаянием.
2 проблема:
Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность. Человек делает самого себя, обретает свою сущность ужесуществуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.
Следствия из принципа существования человека:
- нет заданной человеческой природы;
- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него
- осуществить его превращение в человека;
- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.
Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.
|
|
3 проблема:
Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты – это проблема бытия мира и бытия человека. Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тогда встает на путижизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека,начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру знание и смысл,взаимодействует с миром. Как к этим взглядам относится марксистская философия? Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличиеот экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не толькоспособен смотреть на мир через призму своего сознания, но и накапливает впроцессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды жеэкзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.
4 проблема:
Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет (1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться. И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость. Программа экзистенциальной философии: Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается какнечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будетжить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа экзистенциальной философии:
-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.
5 проблема:
Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами – проблема бытия между жизнью и смертью. Каждый человек переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её
исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно
задумывается о смерти.
1-я позиция: Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для
него этот смысл.
2-я позиция: Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить,
помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы для философии.
Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его выживание.
Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество, - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничнаямежду жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии - помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, - на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.
Течения в экзистенциализме:
Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.