Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА
Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"
Утверждаю
Начальник кафедры БЖД
Доцент В.Ф.Чернышев
«_____»_________________ 2008 г.
ЛЕКЦИЯ
Тема: «Конструктивная противопожарная защита».
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол №________
«_____»_____________200_г.
Новороссийск 2008 г.
Учебные цели:
В результате изучения данной темы слушатели должны:
ЗНАТЬ:
► Цели противопожарной безопасности, конструктивные меры защиты судов от пожара.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:
► С целями противопожарной безопасности, функциональными требованиями к противопожарной защите, с конструктивной защитой на грузовых судах.
Учебные вопросы и расчет времени
|
|
I. Введение __3__ мин.
II. Основная часть __30__мин.(____) (____)
Первый учебный вопрос:
Понятие о комплексе противопожарной защиты судов
__5__мин.(____) (____)
Второй учебный вопрос:
Конструктивная противопожарная защита судов.
___5__мин.(____) (____)
Третий учебный вопрос:
Защита помещений специальной категории.
___5__мин.(____) (____)
Четвертый учебный вопрос:
Защита грузовых помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
__5___мин.(____) (____)
Пятый учебный вопрос:
Конструктивная защита на танкерах.
___5__мин.(____) (____)
Шестой учебный вопрос:
Специальные меры противопожарной безопасности в машинных помещениях (МП).
__5___мин.(____) (____)
Седьмой учебный вопрос:
Символы элементов конструктивной противопожарной защиты.
___5__мин.(____) (____)
III.Заключение __2___мин.
Учебный материал
Введение
1. Вероятность возникновения пожара всегда существует на любом судне. Пожар на судах – один из аварийных основных случаев, создающих сложную чрезвычайную ситуацию и тяжелейшие последствия вплоть до их гибели. Пожар легче предотвратить, чем тушить.
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛЛАС – 74) определен весь комплекс мер противопожарной защиты судов. Цели, функциональные требования и сами меры содержатся в Главе II – 2, которая называется «Конструкция – противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара».
2. Целями противопожарной безопасности судов являются:
- предотвращать возникновение пожара и взрыва;
- при пожаре снижать риск для человеческой жизни;
- при пожаре снижать риск повреждений судна и груза, и вред, наносимый пожаром окружающей среде;
|
|
- препятствовать распространению, контролировать и подавлять пожар и взрыв в отсеке, где они возникли;
- обеспечивать в достаточном количестве для пассажиров и экипажа постоянно готовые к эксплуатации средства выхода наружу.
3. Осуществляемые на судах меры должны обеспечить выполнение 8 требований противопожарной безопасности:
- разделение судна на главные вертикальные зоны и горизонтальные зоны конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;
- отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;
- ограничение применения горючих материалов;
- обнаружение любого пожара в зоне его возникновения;
- ограничение распространения и тушение любого пожара в местах его возникновения;
- защита средств выхода наружу и доступов для борьбы с пожаром;
- постоянная готовность средств пожаротушения к быстрому применению;
- сведение к минимуму возможности воспламенения паров грузов.