Основные теоретические положения. I. В XVII-XIX веках в западноевропейских странах шёл процесс становления и развития национальных государств

I. В XVII-XIX веках в западноевропейских странах шёл процесс становления и развития национальных государств, буржуазных отношений и, следовательно, вопросы школьного образования привлекали особое внимание видных общественных деятелей, философов, педагогов.

В начале Нового времени укреплялись сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному: гимназии (в протестантских странах с немецким языком); коллегии (во Франции и у иезуитов); грамматические школы (в Англии); распространяются рыцарские или дворянские академии.

В украинских и белорусских городах на рубеже XVI-XVII вв. возникли так называемые братские школы, оказавшие значительное влияние на становление образования в Московской Руси.

В России XVII века наряду с прежними монастырскими и церковными школами стали появляться школы повышенного типа – своеобразные училища (например, Типографская школа 1681 г.), авторская школа братьев Лихудов, возникло высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия (1687). Своеобразным кодексом воспитания юношества явился трактат «Гражданство обычаев детских», автором которого был Епифаний Славинецкий.

В XVIII веке особый акцент в европейских странах был сделан на развитие начального образования, которое становилось гражданской обязанностью. Появляются авторские педагогические системы: школы в Пор-Рояле, учреждения А.Г. Франке, математическая реальная школа К. Землера и другие реальные школы. Для России XVIII век – это активный процесс становления отечественной системы образования. Появление новых моделей школ было обусловлено реформами Петра I, деятельностью М.В. Ломоносова, проектами Екатерины II: государственные начальные и средние школы гимназического типа, специализированные учреждения закрытого типа для детей дворян, профессиональные школы. Параллельно им продолжают развиваться ставшие традиционными для России церковные учебные заведения.

В эпоху XIX века практически во всех экономически развитых странах Европы были приняты законы об обязательном начальном образовании, увеличилась сеть средних учебных заведений, наряду с классическими общеобразовательными школами начали распространяться реальные школы, популярность имели авторские педагогические системы.

В России в этот период под руководством Министерства народного просвещения, учреждённого 8 сентября 1802 года, происходит активный процесс разработки школьных уставов и проведения в жизнь реформ образования. В результате складывается система школьного образования, для которой были характерны сословный характер, сочетание государственных школ с частными негосударственными учебными заведениями, появление народных земских школ и т.д.

К концу XIX века европейские школы развивались в русле идей реформаторской педагогики. Популярность получили так называемые экспериментальные школы.

2. Определённое влияние на организацию воспитания, образования в России XVIII века оказывали педагогические теории, представленные либо в специальных произведениях о воспитании, либо в других сочинениях, а также практическая деятельность просветителей. Одним из таких просветителей был М.В. Ломоносов (1711-1765). На протяжении двадцатилетней общественно-педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции.

В педагогической деятельности М.В. Ломоносова условно можно выделить ряд этапов: первый (1742-1745) непосредственно связан с преподавательской работой учёного, созданием учебных пособий; второй (1745-1749) ознаменован, преимущественно, деятельностью по преобразованию учебной части Академии наук, составлением нового университетского устава; третий этап (1750-1755) – это работа учёного над серией документов о высшем и среднем образовании, получившей в последующем условное название Ломоносовской программы организации просвещения в России, в которой особая роль отводилась идее открытия Московского университета; четвёртый этап (1756-1765) – период руководства Ломоносовым академической гимназией и университетом, завершения работы над программой развития среднего и высшего образования в России; гимназия впервые была им представлена как прогрессивная форма средней общеобразовательной школы, имеющей свою структуру, а университет – как центр образования и распространения просвещения, который в отличие от европейского не содержал в своей структуре богословского факультета.

Таким образом, М.В. Ломоносову удалось заложить фундамент для дальнейшего развития системы образования в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: