Цель: раскрыть сущность и показать значение свободного воспитания как одного из прогрессивных гуманистических направлений в истории педагогической мысли и образования, предполагавшего обеспечение наиболее благоприятных условий для естественного творческого развития личности каждого ребёнка.
Задачи:
1. сформировать представление об идее свободного воспитания как основе гуманистической педагогики;
2. охарактеризовать общее и особенное в концепциях свободного воспитания западноевропейских и отечественных педагогов;
3. показать влияние идеи свободного воспитания на прогрессивное развитие педагогической практики, в том числе деятельность современных школ.
Основные понятия:
свобода личности как естественное право человека, «свободное воспитание», педоцентризм, парадигма «свободной школы»;
Руссо Ж.-Ж.: природа – источник свободы, самоценность детства, метод естественных последствий в воспитании;
Монтессори М.: теория «чувственных фаз» детского развития, «Дом ребёнка» – практическая лаборатория свободного воспитания, «свобода выбора», «свобода передвижения», «сотрудничество» детей;
|
|
Толстой Л.Н.: педагогика «ненасилия», свобода как «критериум» педагогики, Яснополянская школа – творческая лаборатория свободного воспитания;
Вентцель К.Н.: «культ ребёнка», духовно-нравственная свобода как идеал воспитания, «Дом свободного ребёнка», метод освобождения творческих сил, «естественная группировка» как форма обучения.
План.
1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори).
3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 4.5.
Методические указания.