Своё дальнейшее развитие идея свободного воспитания личности ребёнка получила в Европе на рубеже XIX-XX столетий в условиях активных поисков новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.
Защита личностных целей образования, педоцентризм, свобода, творчество явились отличительными чертами новой (альтернативной) педагогики, в русле которой продолжала осмысливаться и внедрялась в практику идея свободного воспитания.
Следует подчеркнуть, что мысль о самоценности детства, высказанная ещё Руссо, стала одной из ведущих у большинства представителей альтернативной педагогики.
Ознакомьтесь с содержанием данной проблемы по учебному пособию З.И. Васильевой (с. 332-335). Обратите внимание на разработку новых концептуальных подходов к проблеме свободного воспитания. Ими стали теоретические положения о роли интереса, самостоятельности и самодеятельности учащихся в построении учебного процесса, идея защиты прав ребёнка (А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э.К. Кей).
|
|
Одной из самых популярных явилась концепция свободного воспитания личности ребёнка, представленная на основании своего опыта итальянским педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Обратите внимание, что, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, акцент делался на изменение социальной школьной среды, создание «простора свободным и естественным проявлениям личности ребёнка», заботу о творческом начале в человеке.
Изучите отрывок из работы М. Монтессори «О принципах моей школы» (см. Дидактические материалы, CD).
Ответьте на вопросы.
w В чём автор видит сущность природной силы интереса?
w Как интерес соотносится с индивидуальным методом и свободой выбора ребёнка?
w Чем метод Монтессори отличается от других методов индивидуального и свободного обучения (Декроли, Фрёбеля)?
w Какое значение имеет для организации школьного дела количество дидактического материала?
w Почему рекомендуется разновозрастный состав классов?
w В чём преимущество «свободы выбора» и «свободы передвижения» учащихся?
В заключение отметьте, что главными условиями реализации свободного воспитания в школьной практике Монтессори считает «интерес ребёнка, который приводит его к сосредоточению на учёбе», «сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность», «существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку».