Идея свободы в педагогике «ненасилия» Л.Н. Толстого

компоненты педагогики базовые тезисы аргументы из первоисточников
Общие основы педагогики. «…предметом педагогики должно и может быть только образование».  
Теория образования. Организация народной школы. «Народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию». «…принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса».  
Теоретические аспекты обучения и воспитания. Главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». «…идеал наш сзади, а не впереди». «…для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». «…единственный критериум педагогики есть свобода, единственный метод есть опыт». «Всякое движение вперёд педагогики… состоит только в большем и большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками, в меньшей принудительности и в большей облегчённости учения». «Для того, чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь». «Учить людей можно тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак не тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется».  

Основное внимание следует сосредоточить на третьей графе таблицы, которая предполагает непосредственное обращение к первоисточникам – педагогическим статьям Л.Н. Толстого, в которых на основе идеи свободы наиболее ярко обосновываются основные проблемы педагогики (см. Л.Н. Толстой. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989). В связи с этим рекомендуется сделать выписки, подтверждающие тезисы, приведённые во второй графе таблицы.

Тезис о том, что «предметом педагогики должно и может быть только образование», рассматривается Л.Н. Толстым в работе «Воспитание и образование». Заметим, что основные аргументы автор связывает с доказательством насильственного характера воспитания, которое признаётся им как объективная реальность и которое коренится, по его мнению, в человеческой природе и проявляется в семье, религии, государстве, обществе (с. 208-212). Это побудило Толстого в данной статье обратиться к анализу понятий «воспитание» и «образование» и их противопоставлению. Однако в более поздней своей работе «О воспитании» (ответ на письмо В.Ф. Булгакова) Толстой признаёт взаимосвязь этих понятий (с. 451).

Тезис «Народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию» доказывается в статье «О народном образовании» (1862). Явно прослеживается акцент на связь идеи свободы с идеей народности, ориентацией на учёт национального опыта в деле образования и воспитания. «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (с. 55). Однако это положение, по мнению Л.Н. Толстого, вступает в противоречие с традиционным (государственным) образованием, исходящим из «ложных» философско-этических и психологических посылок, организованным вопреки закономерностям психического развития детей и не способствующим их умственному и нравственному развитию вследствие «насилия».

В связи с этим Л.Н. Толстой обосновывает необходимость создания истинно свободных народных школ (с. 59), так как «принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса» (с. 63). Также Толстой подчёркивает, что в основании такой школы должен быть опыт, тем самым школа должна стать «педагогической лабораторией». Возможно заметить некоторый прагматизм Толстого в понимании им образования и организации школы, когда он утверждает, что «всякое серьёзное образование приобретается только из жизни, а не из школы» (с. 67).

Л.Н. Толстой приводит определённые аргументы о недопустимости заимствования европейских школ, которые оценивает как «принудительные» (с. 68), и делает очень важные выводы, что «критериум педагогики есть только один – свобода» (с. 69), а «образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, … есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперёд образования» (с. 70). Данные мысли Толстой конкретизирует в работе «Прогресс и определение образования» (с. 267-270).

Подтверждение идеи о свободе как «необходимом условии всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих», а также размышления Толстого о соотношении образования и религии содержатся в статье «О воспитании» (с. 451-457). При этом следует заметить диалектику взглядов Толстого по вопросу о содержании образования в сторону его религиозности, так как это позволяет, по мнению автора, оказать большее воспитательное воздействие на личность воспитанника.

Тезис о том, что главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра», доказывается Толстым в работе «Кому у кого учиться писать…» (с. 287). В аргументации явно прослеживается преемственность с взглядами Руссо на ребёнка как «совершенного» от природы существа. В результате Толстой делает вывод о том, что «идеал наш сзади, а не впереди», и связывает его достижение со свободой деятельности ученика, обеспечивающей путь его творческой самореализации (на примере обучения сочинению, с. 288-289).

Тезис о том, что для того чтобы «ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», рассматривается Толстым в работе «Общие замечания для учителя» (с. 289-292). В связи с его доказательством автор приводит аргументы, подтверждающие важность интереса в обучении, необходимость соблюдения учителем ряда дидактических положений (принципов). Несомненную ценность представляет вывод Толстого о «совершенном» учителе, который «соединяет в себе любовь к делу и к ученикам» (с. 292).

Тезис «единственный критериум педагогики есть свобода, единственный метод есть опыт» Толстой рассматривает с позиций теории обучения в связи с ответами на вопросы, чему и как учить, в статье «О народном образовании» (1874), которую он называл «педагогической исповедью». Аргументация предполагает обращение автора к идее народности при определении содержания обучения и исключения насилия, принуждения в методах обучения, приближения к «естественности отношений» между учителем и учениками (с. 319-322).

Обоснование содержащегося в этой же работе тезиса «Всякое движение вперёд педагогики… состоит только в большем и большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками, в меньшей принудительности и в большей облегчённости учения» позволило автору высказать суждение по поводу границ свободы, которая «есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя» (с. 323).

Тезис «Для того, чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» показывает сущность воздействия личности воспитателя на воспитанника и обозначает границы его нравственной свободы (см. работу «Мысли о воспитании», с 448-451).

Тезис «Учить людей можно тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак не тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется» подтверждает отрицательное отношение Толстого к наказаниям детей и призывает к разумной гуманности в условиях их свободного воспитания (см. работу «О наказаниях и насилии в воспитании», с. 476).

Преемственность идеи свободы в педагогике «ненасилия» Л.Н. Толстого с современной практикой образования и воспитания поможет показать обращение к статьям из журналов «Тульская школа» (1994, № 4; 1995, № 3; 1998, № 2 и др.). В них представлены материалы о деятельности школ, являющихся наследниками традиций свободного воспитания и функционирующих в соответствии с концепцией, разработанной научной лабораторией «Школа Л.Н. Толстого» (школа-гимназия № 46 г. Тулы, школа № 29 г. Щёкино, Иншинская школа Ленинского района, школа «Возрождение» и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: