Оригинальную концепцию свободного воспитания в русской педагогике конца XIX – начала XX вв. разработал Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). Убеждённый гуманист, «педагог милостью Божией», как называли его современники, он воплотил своё видение проблемы в целом ряде статей, большинство которых публиковал журнал «Свободное воспитание».
В связи с этим рекомендуется обратиться, прежде всего, к его статье «Идеальная школа будущего и способы её осуществления».
Сделайте выписки из первоисточника, руководствуясь следующими вопросами.
w Какова цель школы свободного ребёнка?
w В чём её основное отличие от обычной школы?
w Что является основным содержанием деятельности свободной школы?
w Какая роль отводится общественному труду? Какие виды труда наиболее приемлемы для городской школы? Какие – для школы, расположенной в сельской местности?
w Как следует организовать учебный процесс? Почему на ребёнка следует смотреть «как на маленького искателя истины»?
w Какие преимущества в связи с этим даёт работа детей по составлению ими «своих собственных учебников»?
|
|
w Какие методы и приёмы следует использовать для того, чтобы процесс обучения «имел характер достижения ребёнком самим себе поставленных целей»?
w Что такое «естественная группировка» как возможная форма организации обучения?
w Почему принцип наглядности «нуждается в расширении и дополнении»? Каковы условия его наибольшей эффективности? В чём выражается взаимосвязь наглядного способа обучения с «методом освобождения творческих сил в ребёнке»?
Следует знать, что квинтэссенцией его теории свободного воспитания явилась знаменитая «Декларация прав ребёнка» (1917). В ней рельефно проявился максимализм Вентцеля, сформулировавшего право ребёнка «свободно уходить от своих родителей, когда они препятствуют или не содействуют его развитию, и выбирать себе в родители тех наставников, которых дети пожелают».
Необходимо отметить, что и на практике К.Н. Вентцель максимально реализует идею свободного воспитания. В его уникальном образовательном учреждении «Дом свободного ребёнка», открытом ещё в 1906 г., отсутствовали классно-урочная система, парты, учебный план, программы и учебники, оценки, постоянные педагоги, которых заменяли родители и приходящие специалисты. Содержание образования, формы и методы работы определялись в соответствии с интересами, потребностями и возможностями учащихся.
Реализуя в своём творчестве принцип «Ребёнок – солнце, центр педагогической вселенной», Вентцель таким образом подчинял его интересам весь образовательно-воспитательный процесс, а учителю отводил роль своеобразного акушера, исповедующего главную заповедь: «не мешать» проявлению человеческой индивидуальности, свободному развитию личности в творческой деятельности. Тем самым был провозглашён «культ творческой личности», «культ ребёнка». В связи с этим используйте материалы самостоятельной работы по анализу статей Вентцеля «Культура и воспитание», «Нравственное воспитание и свобода».
|
|
Также, рассматривая концепцию Вентцеля о свободном воспитании, необходимо подчеркнуть её связь с космической педагогикой, религией, понимаемой в широком смысле – как идеи живого, творческого, развивающегося Бога, единой целостной жизни и Вселенной.
Сделайте вывод об основах гуманистической парадигмы К.Н. Вентцеля, выраженной в приверженности его, как и Л.Н. Толстого, идеям любви к ребёнку, идеализации его природы, стремлении создать максимально благоприятные условия для саморазвития и самообразования, исходя из интересов ребёнка и его природных особенностей.