Цель: сформировать представление об основных тенденциях и особенностях развития отечественной школы и педагогической мысли в условиях становления тоталитарного государства и распространения коммунистической идеологии после революции Октября 1917 г.
Задачи:
1. показать предпосылки и сущность реформ школьного образования в Советском государстве в 1920-30-е гг.;
2. охарактеризовать основные направления в разработке проблем воспитания и образования советскими педагогами и педагогами русского Зарубежья;
3. обозначить место и значение деятельности П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко в педагогической теории и практике.
Основные понятия:
Наркомпрос, ГУС (Государственный учёный совет), единая трудовая школа, ФЗС (фабрично-заводская семилетка), ШКМ (школа крестьянской молодёжи), принципы единой трудовой школы, идея политехнического образования, педагогическая дискуссия, педология, комплексные программы, «студийная система» как форма обучения, метод проектов, педагогика русского Зарубежья, направления в педагогике – социально-реформаторское, культурно-антропологическое (или философско-гуманистическое), христианско-антропологическое (или религиозно-христианское), технократическое;
Блонский П.П.: педагогика как наука, ребёнок – центр педагогического процесса, типология учащихся, генетический метод, концепция трудовой школы;
Шацкий С.Т.: концепция воспитания в социальной среде, школа как комплекс, воспитание как организация жизнедеятельности ребёнка, идея «воспитания ума», детский труд, творчество, колония «Бодрая жизнь», первая опытная станция по народному образованию;
Макаренко А.С.: теория коллектива, идея связи социального обучения и воспитания с производительным и творческим трудом, теория семейного воспитания, трудовая колония им. М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского;
Гессен С.И.: педагогика как прикладная философия, цели образования – цели культуры, ступени нравственного обучения: аномия, гетерономия и автономия.
План.
1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен).
4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 5.1, 5.2.
Методические указания.